Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

                                             Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте!                                  

                                                                     

 

 


                                                                                        

Милосердова Анна Сергеевна

 

Милосердова Анна Сергеевна

 

Развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр у детей раннего возраста.

 

                                                 «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.»

                                                                                         В. А. Сухомлинский

          «Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи.

     У большинства детей раннего возраста, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов - ложки, лопатки др., застегивание и расстегивание застежек и т.д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи.

     Давайте поговорим о пальчиковых играх. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые  игры".  Игры  эти  очень  эмоциональны, увлекательны.  Они  способствуют  развитию  речи,  творческой деятельности. "Пальчиковые  игры" способствуют  отображению  реальности окружающего  мира -предметов, животных,  людей,  их деятельности, явлений природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют  моторику  рук,  что  влияет  на  вырабатывание ловкости, умения управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

         Движение рук построено на занимательно-игровой основе. У дошкольников цепкая автоматическая память, запомнить двух-четырех строчный (специально для конкретного случая предназначенный) текст для них не представляет особого труда. Зато потом услышанные слова могут вызвать нужные двигательные ассоциации, и наоборот - жест побуждает к самостоятельному произнесению ребенком соответствующих стихов. Помните, как в детстве мы играли "Сорока, сорока кашку варила, деток кормила...”? Попробуйте напомнить уже подросшему ребенку эту потешку, и он обязательно начнет выполнять движения руками.

     Одно условие необходимо соблюдать  -  пальчиковые игры должны выполняться ребенком без затруднения и приносить ему только радость.

Выдающиеся ученые Л.С. Выготский, Л.С. Волкова, Е.И. Исенина, М.И. Кольцова считали, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. И была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

     Для развития ручного праксиса очень полезны такие упражнения:

>        перебирая пальцами, крутить бруски или карандаш;

>        застегивать и расстегивать пуговицы разного размера;

>        плести косички из жестких ниток;

>        рисовать и штриховать карандашами;

>        играть в пальчиковые игры.

     Другими словами формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигается с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозгаКроме того, пальчиковые игры помогают выработать у детей такие качества как формирование адекватной самооценки, повышение уверенности, нормализацию отношений со сверстниками, а также способность мобилизовываться, сосредотачиваться и расслабляться. Игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой маленький театр, где актеры - это пальчики ребят. Пальчиковые игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. Повышается общий уровень организации мышления ребенка.

      Упражнения по пальчиковым играм подбираются в соответствии с возрастными особенностями. Все эти упражнения и потешки в работе используются мной постоянно.

     Так например, малышам предлагаю упражнения на катание пальчиками деревянных шариков, орехов различного диаметра. При этом стараюсь вовлечь в движение все пальчики. Для этого упражнения использую также шарики из пластилина, бусы. Приговорки и потешки, которыми сопровождаю упражнения, делают их максимально эффективными, а также просто забавными и интересными.

Я катаю свой орех,

Чтобы был круглее всех,

Вот так, вот так,

Чтобы был круглее всех.

.

      Кроме того в группе много пальчиковых театров. Игры с пальцами - это театр актеров, которые всегда с нами. Очень важно заранее знать, какую пьесу можно разыграть с помощью пальцев. Тогда остается только хорошо владеть текстом и ловко двигать пальцами. В играх с пальцами звучание голоса и громкость произносимого текста, а также движения отдельных пальцев и всей руки придают выразительность рифмам.

       Проанализировав  литературу по пальчиковым играм  можно выделить такие виды пальчиковых игр :

      Фольклорные пальчиковые игры

      Пальчиковые игры с авторским текстом

     Игровой пальчиковый массаж.  

        Ирина Александровна Лыкова дает такие  советы по проведению пальчиковых игр:

1.Убедитесь в том, что малыши знают персонажей стихов, песенок и потешек.

2. Перед проведением пальчиковых игр убедитесь, что руки у детей теплые.

3.При проведении первых пальчиковых игр текст читайте медленно, чтобы дети успели показать движения.

4.Не торопитесь обновлять репертуар: в вашем повседневном активе должно быть не более 2-3 игр, новые игры вводите постепенно, исключая по одной из знакомых (но через время возвращайтесь к ней).

    

           Когда  же можно проводить пальчиковые игры? 

     Пальчиковые игры проводятся во время утреннего приёма как отвлекающий фактор для переключения внимания, после сна ( по две-три минуты),  в НОД как физминутки, используя при этом разнообразные формы, методы и приемы (показ действий, действия руками ребенка, самостоятельные действия ребенка.).

   Эффективно использовать пальчиковые игры в период  адаптации они помогают снять напряжение и скованность у детей, способствуют более легкому привыканию к новым условиям.  В группе сохраняется психологический комфорт, атмосфера радости, покоя, тепла.

      Совместная деятельность с родителями по развитию мелкой моторики

малышей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие

речи, готовит руку ребёнка к продуктивной деятельности, что в будущем

поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Представляю вам несколько простых пальчиковых игр:

«Встали пальчики»

Этот пальчик хочет спать, 
Этот пальчик — прыг в кровать, 
Этот пальчик прикорнул, 
Этот пальчик уж заснул. 
Встали пальчики — «Ура!» 
В детский сад идти пора!
(М. Кольцова)
 Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

«На работу»

Большой палец встал один. 
Указательный — за ним. 
Средний будит безымянный. 
Тот поднял мизинчик малый. 
Встали братцы все — «Ура!» 
На работу им пора.
 Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все...» — широко расставить пальцы в стороны.

«Моя семья»

Вот дедушка,
Вот бабушка, 
Вот папочка, 
Вот мамочка, 
Вот деточка моя, 
А вот и вся семья. 
(Ф. Фребель)
Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

«Наш малыш»

Этот пальчик — дедушка, 
Этот пальчик — бабушка, 
Этот пальчик — папочка, 
Этот пальчик — мамочка, 
Этот пальчик — наш малыш.
Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

 

       Благодаря  таким  играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается  внимательность  и  способность  сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"