Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

                                             Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте!                                  

                                                                     

 

 


                                                                                        

Конкурс педагогического мастерства

 

Конкурс педагогического мастерства

 

 

 

 

 

 

Федосова

Галина Владимировна

 

 

Воспитатель

МДОУ «ДС№2»

 

 

«Воспитатель года России» в 2020 году в номинации  «Лучший  воспитатель»

      

 Эл. адрес:  galya.fedosova.1611@mail.ru

 

   

 

 

Федосова Галина Владимировна имеет среднее специальное образование. Имеет соответствие занимаемой должности. 

         Трудовой стаж работы – 6 лет 6 месяцев, стаж работы в должности (в данном учреждении) – 2 года 6 месяцев.

         Прошла  курсы повышения квалификации в  ГБУ ДПО «Ставропольский краевой  институт развития образования, повышения квалификации и ПРО»  на тему: «Современные технологии в работе с детьми дошкольного возраста с учётом ФГОС ДО»,  09.12.2017г., 108ч.  

Федосова Галина Владимировна работает   по Программе «От рождения до школы»  (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой), осуществляет при этом индивидуальный и дифференцированный подход в развитии и обучении детей,  владеет средствами  диагностики индивидуальных особенностей ребенка и группы.

Галина Владимировна в  своей работе активно использует информационно-коммуникативные технологии, внедряет инновационные технологии  проблемного и развивающего обучения, моделирование и  проектную деятельность, игровые и здоровьесберегающие технологии.

Галина Владимировна   является автором нестандартного оборудования и пособий и игр, повышающих познавательные возможности детей:  дидактические игры по познавательно – речевому  воспитанию,  на развитие мышления, памяти, внимания, воображения,  игры с песком и водой, игры с крупами, развивающие  игры.    

Федосова Г. В.  творческий  педагог.  На утренниках в детском саду  она радует детей исполнением разнохарактерных ролей. Её    характеризует эмоциональное, доброжелательное отношение к детям. В группе поддерживается атмосфера добра и взаимопонимания.  Педагог признает достижения детей, поощряет их успехи, поддерживает в моменты неудач.

 Галина Владимировна осуществляет тесное сотрудничество со специалистами, медицинскими работниками и семьями воспитанников.

Федосова Г. В.  ведёт клуб «Умничка» для родителей с детьми.  На заседаниях клуба Галина Владимировна создаёт  положительную эмоциональную  атмосферу для формирования у детей  интереса к занятиям; развивает мелкую моторику, внимание и усидчивость. Занятия в клубе «Умничка»  позволили  воспитателю  Федосовой Г.В.  облегчить детям  привыкание  к новым условиям  жизни  в детскому саду и успешной адаптации.

         За этот период работы в нашем детском саду  зарекомендовала себя как инициативный, творческий человек, любящий детей.

        

 Моё педагогическое кредо

«Мой выбор сделан. Путь только начался, но я знаю: он будет таким, каким его сотворю я»

 

 

«Визитная  карточка»

Видеоролик 

 

 Начиная свою педагогическую деятельность в детском саду я поняла, что работа с дошкольниками – это один большой, яркий, нескончаемый праздник, полный задора и веселья, с неожиданными сюрпризами, развлечениями, увлекательными путешествиями в мир тайн и открытий. 

Вместе с  детьми я становлюсь  творческой, яркой, неутомимой.  Каждый день приносит ребенку что-то новое, неизведанное, ранее недоступное становится близким и понятным. Мир полон запахов, красок, звуков.  Ребенок познает его руками, глазами, слухом, пробует на вкус.

Дошкольник растет, а вместе с ним «растут» его опыт, потребность познавать мир и себя самого.  Я считаю своим призванием найти и развить в каждом ребенке способности, которые обязательно есть в каждом маленьком человечке, ввести его в окружающий мир, дав знания о нём, о его природе, о человеке как главной  составляющей этого мира.  В своей работе я использую интегрированные занятия, на которых я  развиваю  у детей раннего возраста восприятие и формирую представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п.. Сенсорное  развитие является  важнейшей частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников.

На своих занятиях я использую   нестандартно оборудование, пособия и игры, повышающе познавательные возможности детей:  по познавательно – речевому  воспитанию,  на развитие мышления, памяти, внимания, воображения,  игры с песком и водой, игры с крупами, развивающие  игры, которые я сделала своими руками.   

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Мы  с интересом наблюдаем за объектами живой и неживой природы, знакомимся с литературными произведениями и выражаем свои чувства и эмоции в  художественно-изобразительной деятельности. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную мыслительную деятельность, я способствую развитию  творческих способностей детей.         

            На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.  При этом я активно использую информационно-коммуникативные технологии, внедряю инновационные технологии  проблемного и развивающего обучения, проектную деятельность, игровые и  здоровьесберегающие технологии.  Для меня важно, что ребенок начинает думать и  рассуждать.

Чтобы ребенок легко адаптировался и привык к  новым условиям  жизни  в детскому саду, я провожу занятия  для родителей с детьми в клубе «Умничка».  На заседаниях клуба я создаю  положительную эмоциональную  атмосферу для формирования у детей  интереса к занятиям; развиваем мелкую моторику, внимание и усидчивость совместно с родителями.

 В нашем  детском саду работают  замечательные люди. Они помогают мне советами, делятся секретами воспитания и опытом. Судьба привела меня в этот детский сад, и теперь это мой дом, в котором меня ждут, любят и ценят. С огромным интересом я участвую  в детских праздниках, перевоплощаясь в разных сказочных героев. И на  мой вопрос «Правильно, ли я сделала свой выбор?»  блеск детских глаз даёт  мне ответ «Да, правильно».

 

Эссе на тему: «Мир познаний открыт для каждого педагога»

 

      

             Я - воспитатель и этим горжусь,

             Что вместе с детьми жить на свете учусь!

             Да, я - актриса несчетных ролей,

             Но главная роль – заменять матерей.

 

 

Как бы банально это не звучало, очень важно найти свою дорогу в жизни каждому человеку! Именно ту дорогу, по которой ты будешь идти не оглядываясь, не останавливаясь, только вперед, к новым горизонтам, не жалея нисколечко, что ты выбрала этот путь, пусть даже очень нелегкий.

Итак, я - Воспитатель! Действительно молодой воспитатель по стажу работы, с довольно маленьким опытом. Но у меня есть один большой положительный момент - мне безумно нравится моя роль в этой жизни! Мне все это нравится! Я люблю свою работу, люблю своих маленьких детей!

Многие представляют труд воспитателя как игру с детьми, веселое времяпрепровождение и не подозревают, что требуется много кропотливого труда, терпения, чтобы каждый их воспитанник вырос настоящим человеком.

Сколькими знаниями и умениями должен обладать воспитатель! Кто он, воспитатель человеческих душ? Каким он должен быть? Когда звучит этот вопрос, то большинство людей выдают огромный список качеств, который  подстать образу идеального человека. Опытным, профессиональным, компетентным, творческим, инновационным, нравственным… Можно привести еще много красивых и значимых слов, заимствованных из учебников по педагогике, чтобы определить, каким должен быть Педагог, Воспитатель. Доброта и милосердие должны быть присущи любому человеку, а тем более воспитателю, так как его авторитет складывается из его отношения к делу и профессии вообще.

К.Д. Ушинский писал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само отыщет вас».  Быть воспитателем - огромная ответственность, но и огромное счастье. Ведь суть профессии – дарить. Дарить ребенку этот красочный мир, удивлять прекрасным. Я думаю, что только профессия педагога дает волю буре чувств и эмоций, почву для размышления, для творчества. Мне хочется стать для детей самым близким другом, хочется отдать им все свои знания и умения, показать, как красив и приветлив окружающий мир, как он хрупок и беззащитен, как нуждается в нашем участии. В моей работе на первый план выходит простое человеческое желание: помочь увидеть прекрасное, приласкать, посочувствовать, поговорить по душам, потому что самая большая ценность на земле – дети, во имя которых мы живем.  

Я считаю своим призванием найти и развить в каждом ребенке способности, которые обязательно есть в каждом маленьком человеке, ввести его в окружающий мир, дав знания о мире, о его природе, о человеке, как главном  составляющем этого мира.

Ребенок - это самая главная ценность в моей деятельности, и я как педагог несу ответственность за то, чтобы  он  состоялся как личность, то есть не был сломан, унижен, чтобы он узнал кто он, понял каковы его возможности, что он умеет, чего хочет и чего не хочет.

 «Детство – каждодневное открытие мира» - писал В.А. Сухомлинский. Дети дошкольного возраста отличаются любознательностью, добротой, непосредственностью. Время меняет ценности, приоритеты, мотивации, меняется общество, в котором мы живём. Лишь роль педагога в современном дошкольном образовательном учреждении остается неизменной. Ценностью детского сада, как и ценностью педагога - является сохранение особенности каждого ребенка и развитие способностей, заложенных от природы. Главное - чтобы каждый педагог осознал свою роль и место в воспитании, чтобы он был не «над» детьми, не «вместо» них, а «вместе с ними». Я ещё раз хочу подчеркнуть, что горжусь тем, что мне доверено судьбой, вносить свой вклад в наше будущее!!!

В заключение  хотелось бы отметить, что независимо от наших мировоззренческих, педагогических, культурологических и прочих взглядов, все мы не должны забывать о своем главном предназначении, которое, на мой взгляд, удачно отражает цитата из гимна студентов-педагогов:  «С добром в сердцах и с радостью в глазах в жизнь выводить людей, даря им знаний свет!»  Самое главное, чтобы  воспоминания детей о времени, проведённом в детском саду, были светлыми и по-детски радостными! А уж как это делать – вопрос профессионального выбора каждого педагога.   И до тех пор, пока воспитатель нужен детям, пока из детских уст звучит вопрос: «А Вы завтра придете?», профессия воспитатель будет нужна обществу и людям всего мира.

 

 

Опыт работы по теме: 

 «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических и развивающих игр»

 

«Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребёнка

вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире».

В.А.Сухомлинский

 

В соответствии с действующими федеральными государственными стандартом (ФГОС)  в программе нового поколения «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребёнка от рождения до школы. Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.

          Сенсорное развитие – это развитие  восприятия ребенка  и формирование его  представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

          Сенсорное  развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного  развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.  В этот период при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности, обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

         Актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека.

Исследованиям в области сенсорного развития дошкольника уделяли внимание многие отечественные и зарубежные ученые. Наиболее важный вклад  в этом направлении внесли такие отечественные авторы как: А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, Э.Г. Пилюгина, Е.И. Тихеева и многие другие, а также зарубежные педагоги: Я.А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли.

          Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания дошкольника, как одного из важнейших направлений всестороннего развития личности ребёнка.

          Цель моей педагогической деятельности: теоретически обосновать и выявить психолого-педагогические условия сенсорного развития младших дошкольников средствами дидактических  и развивающих игр.

          В ходе работы над темой была выдвинута гипотеза исследования: я предположила, что сенсорное развитие младших дошкольников посредством дидактической  и развивающей игры будет идти эффективней  при организации следующих психолого-педагогических условий:

- подбор комплекса дидактических  и развивающих игр, соответствующих по цели развитию сенсорных способностей у детей, с постепенным переходом от простого к сложному;

- просвещение педагогов и родителей в области сенсорного развития детей;

- создание развивающей среды в группе детского сада.

   Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Изучить сенсорное развитие как психолого-педагогическую проблему.

2. Рассмотреть особенности сенсорного развития детей раннего  возраста.

3. Проанализировать специфику использования дидактических  и развивающих игр для сенсорного развития детей.

4. Изучить показатели и уровень сенсорного развития детей раннего  возраста.

5. Реализовать  работу по сенсорному развитию детей раннего  возраста.

посредством дидактических и развивающих игр.

          Методы исследования:

- анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;

- беседа с детьми и наблюдение за их деятельностью в процессе  занятий по сенсорному воспитанию;

- педагогический эксперимент.

 На первоначальном этапе работы над темой изучила имеющиеся методические разработки по данной проблеме, систематизировала полученные знания. Проанализировала материально – технические возможности оснащения группы необходимым оборудованием и материалами, провела мониторинг освоения детьми образовательных областей  включающий в себя анкетирование родителей и диагностику детей.

Исходя из полученных данных, составила тематический перспективный план работы, охватывающий несколько направлений, что позволило работать по намеченной теме в системе.

Основные направления моей деятельности:

- Обогащение развивающей среды необходимыми материалами, стимулирующей самостоятельность и инициативность детей и  их развитие.

- Организация совместной деятельности с детьми.

- Вовлечение родителей в творческий процесс с детьми.

- Развитие собственной креативности.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.  Сенсорное  развитие является  важнейшей частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников.

          На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест.

          Рассматривая психолого-педагогические подходы к сенсорному развитию детей, отметим некоторых деятелей, оказавших значительное влияние на исследование этой проблемы.

          Великий педагог Фридрих Фребель следовал принципу «Будем жить ради наших детей» и сегодня является побудительным мотивом к поиску и созданию новых путей и методов воспитания детей. Знакомство с системой Пестолоцци, произведения великого Яна Амоса Коменского  «Материнская школа»  подтолкнула Фребеля к созданию собственной теории.  Фридрих  Фребель стремился построить свою теорию на прочной методической основе.

- Мир един и одновременно многообразен, а многообразие предполагает наличие отдельных элементов, единых по сущности.

- Проявление многообразия и единства, выявление их, приспособление их для познания окружающего мира.

-  Движущие силы развития: внутренние и внешние.

- Совместное действие равных и противоположных условий (факторов) и путем уравнения, связи их в жизни.

           В 1919 году известным философом Рудольфом Штейнером было создано международное культурно-образовательное движение под названием Вольдорфская педагогика. Развитие проходит через подражание. Подход к человеку, как к единому целому, является главным педагогическим принципом на всех стадиях Вольдорфской школы. Цель Вольдорфской педагогики – привести ребенка в контакт с миром, развить его скрытые способности и свойства.

            Глубокий гуманизм воспитательной работы, отсутствие авторитаризма выдающегося педагога Марии Монтессори привлекают к себе внимание уже 100 лет. Ряд ее идей положен в основу сенсорного воспитания, разработанного Л.А. Венгером и его учениками. Педагогика Монтессори удивительно технологична и продумана. Она позволяет ребенку развиваться в его собственном темпе, соответствующим его способностям.  В результате самостоятельной работы с автодидактическим материалом в развивающей предметной среде дети становятся более независимые, самостоятельные, адаптированные и счастливые.

           Сенсорное воспитание дошкольников имеет большое значение в системе М. Монтессори. «…Воспитание чувств надо начинать методически с самого раннего возраста и продолжить его во весь период обучения, который подготавливает индивидуума для жизни в обществе…». В трудах М. Монтессори  термины  «воспитание»  и «развитие» встречаются повсеместно, а «образование»  и  «обучение» значительно реже.          

Важное значение сенсорного воспитания признавали  видные отечественные педагоги Н.П. Сакулина, Е.И. Тихеева, Э.Г. Пилюгина.

              В числе педагогов ярких, талантливых, создавших оригинальную систему дошкольного воспитания необходимо отметить Елизавету Ивановну Тихееву, которая ратовала за: «…воспитание подрастающего поколения, вбирающее в себя положительный  опыт разных педагогических систем, с учетом, как уровня развития общества, так и знания о природе ребенка…..». Отсюда и понятен ее решительный протест против господства единой педагогической системы. Разрабатывая теорию дошкольного воспитания,  она сумела творчески использовать классическое наследие.  Воспитывать маленького ребенка нужно в гармоничной целостности всех природных способностей. Истоки развития  – внешний мир, окружающий ребенка, предметы, средства,  игра, труд, общение со взрослыми. Роль педагога – исследовательская. Педагог изучает личность ребенка в целом.

            Другой видный исследователь Л.А. Венгер считает, что главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой, созданной человечеством. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представления о сенсорных эталонах – общепринятых образцов внешних свойств  предметов.

           Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научится правильно называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Т.е., усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве « единиц измерения» при оценке свойств веществ. Именно с 3 лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их  с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования путем обучения продуктивным видам деятельности (рисованию, лепке, аппликации, конструированию), как на занятиях, так и в повседневной жизни. Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию и способствует его развитию. 

          Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками – многоцветием, запахами, шумами. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, всё это воспринимает.    Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе  воспитания.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что, готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.

Таким образом, ощущение и восприятие человека – это необходимые предпосылки, и условия его жизни, и практической деятельности.

 Второй этап деятельности по своей теме я начала с обогащения развивающей среды. 

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.

Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности.

          Традиционно все дидактические игры можно разделить на три   основных вида:

- игры с предметами (игрушками, природным материалом),

- настольно-печатные и

- словесные игры.

          Игры с предметами. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуются использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным признакам, свойствам, находят алгоритмы в суждениях и др.

А.Н. Аванесова, исходя из опыта сенсорного воспитания, приводит следующие виды дидактических игр по игровому действию:

1.                 Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т.п.

2.                 Игры с прятанием и поиском. Основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.

3.                 Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?».

4.                 Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых: продавца, покупателя, почтальона – или животных: волка, гусей и т.д.

5.                 Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть: «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше» и т.д.

6. Игры в фанты или игры в запретный «штрафной» предмет (картинку) или его свойство (например, цвет), связанные с интересными игровыми моментами – избавиться от ненужного, сбросить карту, удержаться, не потребовать себе штрафной предмет или картинку, не сказать запретног

Развивающие игры для детей:

- игры на внимание;

- логические игры;

- игры на развитие памяти;

- познавательные игры.

Игры  я  включаю практически в любую образовательную деятельность.  Сопровождаю их загадками, потешками, стихами – это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения.

Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и  с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из – за неудачного результата.  

Проведенная работа показала, что именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, родителей и осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью дидактических пособий и игр. 

 Развитие сенсорных способностей посредством дидактических пособий и игр способствовало накоплению у детей сенсорного опыта. Это позволило детям действовать не только под руководством педагога, но и самостоятельно.

По ходу изложения теоретического и экспериментального материала подчеркивалось, что сенсорное развитие происходит в процессе самой разнообразной практики. Содержание дидактических пособий, их структура, игровые действия и правила направлены на то, чтобы помочь систематическому и планомерному развитию ребенка. Игры просты и доступны, они позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий. На сенсорной основе выстраивается сложная структура всестороннего развития детей.

 

  

 

 

 

В организационный комитет районного конкурса педагогического мастерства «Воспитатель года России» в 2020 году в номинации  «Лучший воспитатель»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект

организованной образовательной деятельности по познавательному  развитию» во второй группе раннего возраста (2-3  года)

на тему: «В гостях у бабушки Лукерьи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     Составила:                                                                                      воспитатель                                                                                          МДОУ «ДС№2»                                                                                           

 г. Благодарного                                                                               Г.В. Федосова

 

Тема: «В гостях у бабушки Лукерьи»

Программное содержание:

- Учить детей отвечать на вопросы. Продолжать знакомить детей со свойствами песка.

- Развивать познавательную и речевую активность. Развивать мелкую моторику рук через использование прищепки, активизировать словарь ребёнка названиями животных и их пищи.
Закреплять умение узнавать и называть животных (дикие и домашние: места обитания).  Закрепить первоначальные знания детей о домашних животных и диких животных. Закрепить навык классификации животных.

- Воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игровой деятельности. Воспитывать у детей чувство отзывчивости, желание помочь. Воспитывать добрые чувства по отношению к животным, желание заботится о них.

Интеграция областей:  «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное»,  «Физическое развитие».

Методические приёмы: Проблемная ситуация.  Пальчиковая гимнастика с песком.  Физминутка (под музыку). Подвижная игра «Найди свой домик». Дидактическая игра  «Кто что ест?». Сюрпризный момент.

Словарь:  Песок сыпется.  Какой он? (Сыпучий, тёплый и т.д.). Домашние и дикие животные.

Предварительная работа: Игры с песком. Рассказ воспитателя о домашних и диких животных, о среде их обитания, о повадках,  о питании. Рассматривание альбомов, открыток, картин домашних и диких животных. Чтение русских потешек, песенок, загадок, сказок.

Оборудование: Избушка,  бабушка Лукерья, макет домашнего подворья и леса, фигурки домашних и диких животных, атрибуты (шапочки)  животных. Прищепки с мордочками животных, круг  разделённый на сектора с изображением корма. Емкости с песком.

 

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, давайте поздороваемся с гостями.

Дети: Здравствуйте!

В: - Проходите, ребятишки, и девчонки, и мальчишки!
Прошу в круг всех стать, за руки друг друга взять.
Друг на друга посмотрите и улыбки подарите.

В: - Ребята, я знаю, что вы все любите сказки, правда? А какие сказки вы знаете?

В: - Я предлагаю вам, отправиться в сказку. Что бы попасть в сказку, давайте произнесём волшебные слова.

Дети вместе с воспитателем произносят и выполняют действие по тексту.

- Вокруг себя ты повернись и в сказке  тут же окажись.

 В: - Вот мы и в сказке.

Воспитатель обращает внимание детей на декорацию:
 «У леса на опушке стояла красивая избушка, а жила в той избушке Бабушка Лукерья!» (Плач бабушки).

- Ой, бабушка Лукерья, что случилось?

-  У меня случилась беда. Сегодня утром налетел сильный ветер, перемешал моих домашних животных с дикими животными и засыпал их песком.

Ой,  Ребята, а как же нам помочь бабушке Лукерье?  (Ответы детей: пожалеть бабушку, помочь ей отыскать животных, найти животных в песке и т.д.).

- Ветер принёс животных и засыпал их песком вот в этой песочнице. Давайте сначала задобрим ветер, чтобы он больше не наделал беды.

Пальчиковая гимнастика с песком.

- Дети подходят к столу на котором стоит ёмкость с песком. Опустите руки в песок, погладьте его круговыми движениями. Пройдитесь тихонечко по нему двумя пальчиками одной руки, а потом другой руки. Возьмите немного песка в кулачок и попробуйте его пересыпать в ладошку. Что делает песок? (Сыпется) Какой он? (Сыпучий, тёплый и т.д.). Вот мы с вами и успокоили ветер.

Теперь нам надо найти в этом песке домашних животных и вернуть их бабушке Лукерье (Показываю макет деревенского двора), а диких животных в лес (Макет леса).

- Ребята, скажите, а каких животных мы называем дикими, а каких домашними? (Правильно: Домашние живут рядом с человеком и приносят ему пользу, а дикие живут в лесу).

Дети выполняют задание. Ищут животных в песке, называют их, расставляют их на макеты.

- Молодцы, вы помогли вернуться домашним животным к бабушке Лукерье, а диким животным помогли вернуться в лес.

Физминутка

- Ребята посмотрите,  у меня есть шапочки с изображениями разных животных. Выбирайте, кто в кого хочет превратиться.

1, 2, 3 повернись, в выбранного животного превратись!

И  захотели погулять на воле, и вышли в чистое поле (Звучит музыка.

Дети свободно гуляют, имитируя движения выбранных животных)

Как хорошо в чистом поле просторно,  светло, свежий ветер обдувает, много сочной травы и другой еды….

Но вот солнце опускается всё ниже и ниже, стало темнеть – животным пора домой.

Смотрите не перепутайте, кто идет в лес, кто в дом.

В лес идут дикие животные, а к дому – домашние.

 - Вы правильно заняли свои домики? Сейчас проверим. (Посмотрите ребятки, Ты разве живёшь в лесу? А вы молодцы! Все животные нашли свои места.)

Дикие животные пришли в лес, а домашние ближе к человеку.

- А  теперь превратитесь обратно в детей: 1, 2, 3 повернись, в ребятишек превратись!

Ребята, а пока  мы играли, наши животные проголодались, давайте их покормим.

Дидактическая игра «Кто что ест?»

- Ребята, рассмотрите прищепки с животными  и круг с едой («Что это такое?»  «Это животные, а в круге - их корм, еда, которую они любят есть»).

- «Давайте попробуем покормить животных. Для этого  прищепку с животным мы прикрепим к еде, которую он любит»  (Дети прикрепляют животных по очереди: каждый по одному. Воспитатель помогает правильно держать прищепку).

- Мы здорово поиграли. Вы правильно определили животных, всех покормили их любимой едой. Все животные поели.

Рефлексия

А нам пора возвращаться. Что бы вернуться,  нам нужно вспомнить:

Где мы с вами были?

Как мы помогли бабушке Лукерье?

С чем мы сегодня играли?

Какой бывает песок?

В: - Молодцы. Мы с вами вернулись из сказки. Давайте скажем до свидания нашим гостям и пойдём расскажем другим ребятам где мы были, кого встретили…

 

 

 

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей второй группы раннего возраста

 

Тема: «Теремок приглашает гостей».

Интеграция детских видов деятельности:
- предметно-игровая (дидактические игры).

- коммуникативная (пальчиковая игра, отгадывание загадки).
- восприятие художественной литературы (слушание отрывков из сказки «Теремок»).
- музыкальная (восприятие музыки).
- двигательная (физкультминутка).

Материал и оборудование: в центре группы декорация (домик-теремок, зверюшки(мышка, лягушка, зайчик, волк, лиса, медведь), мешочек с фруктами (6шт), корзинка под фрукты,  (большие и маленькие), геометрические фигуры на каждого.
Предварительная работа: рассказывание и драматизация сказки «Теремок», сюжетно-ролевая игра «День рождения куклы Кати», дидактические игры: «Фрукты», «Угадай цвет»,  конструирование из строительного материала «Теремок».
Словарная работа:  Банан, огурец, лимон, яблоко, морковь,  маленький, квадрат, треугольник.
Цель: формирование игровых умений через театральную деятельность
Задачи:
Обучающие:
- учить правильно называть фрукты.
- упражнять в определении и назывании 4-х основных цветов
- продолжать учить различать предметы по количеству, величине и форме
- формировать пространственные представления
- закрепить знания о фруктах
- познакомить с конструированием на плоскости (с помощью геометрических фигур)
Развивающие:
- развивать познавательную и речевую активность
- способствовать развитию зрительного и слухового внимания, памяти, творческого воображения
Воспитывающие:
- воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игровой деятельности.

 

Ход занятия:

Вводная часть (организация детей)

Воспитатель приглашает детей в группу:
- Проходите, ребятишки, и девчонки, и мальчишки!
Прошу в круг всех стать, за руки друг друга взять.
Друг на друга посмотрите и улыбки подарите.
Я пришла к вам не одна – гостей в группу привела!
Поздоровайтесь, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Сюрпризный момент. Воспитатель обращает внимание детей на декорацию и загадывает загадку:
На поляночке лесной стоит домик расписной.
Всех зверюшек спрятать мог. Что за домик?... (Дети: Теремок)
Правильно, теремок.
За лесочком, на опушке чья-то спряталась избушка.
Не избушка, теремок, он не низок, не высок.
Дети с воспитателем подходят к теремочку.
Основная часть
Воспитатель: А кто в сказке первым увидел теремок
Дети: Мышка!
Воспитатель: Правильно! Мышка-норушка. Подошла мышка к теремочку…
Пальчиковая игра «Замок»
А на двери висит замок.

Кто его открыть бы мог? (сцепляем пальцы рук в замок)
Мы замочком постучали, (постукиваем основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)
Мы замочком повертели, (поворачиваем сцепленные кисти рук влево-вправо)
Мы замочком покрутили, (вращаем кисти рук круговыми движениями)
Потянули… и открыли! (тянем сцепленные пальцы в стороны и расцепляем руки)
Зашла мышка в теремок и стала в нем жить..
Воспитатель: Стоит в лесу теремок, он не низок, не высок. Кто же следующий увидел теремок?
Дети: Лягушка
Воспитатель: Правильно, лягушка-квакушка. Лягушка прискакала к теремочку с мешочком. Посмотрим, что в нем? (Дети: Да)
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Дети по одному достают из мешочка разные фрукты и называют их. Воспитатель задает вопросы: «Что это яблоко?  Лимон,  Апельсин, Банан, Груша, Огурец, Морковь»

В ходе игры дети складывают фрукты на тарелку.
Воспитатель: Прискакала лягушка в гости к мышке. Принесла угощение - фрукты. Поставим их на стол. А кто же следующий в сказке увидел теремок?
Дети: Зайка
Воспитатель: Посмотрите-ка, правда, зайчик - побегайчик.!

Волчок – серый бочок.

Лисичка –сестричка . Волк и лиса пригласили зайчика поиграть с ним. Музыкальная физкультминутка (включение аудиозаписи)

Зайка, беленький,  сидит и ушами шевелит.

Но в сказке «Теремок» еще кто-то пришел к теремочку?
Дети:Медведь
Воспитатель: Правильно! Мишка - косолапый. За лисичкой шел медведь, да как начал он реветь: «У-у-у, я вразвалочку иду!»
Заключительная часть. Воспитатель обращает внимание детей на теремок
Ребятки, посмотрите! Теремок стоит в лесу. Мышку он вместил, лису, и лягушку, зайца, волка, а медведь пришел без толку. Мишка в домик влезть не смог – развалился теремок! Что же делать? Как же быть? Где же, звери будут жить? (Ответы детей)
Воспитатель: Мы построим с вами новые домики для зверюшек!
Плоскостное конструирование из цветной бархатной бумаги «Домик»
Воспитатель предлагает каждому из детей геометрические фигуры: большой квадрат и большой треугольник. Дети называют фигуры и соединяют их. Получается домик. А затем предлагает маленькие геометрические фигуры: квадраты. Дети накладывают маленькие квадраты на большие квадраты. Получается домик с окном. В ходе конструирования воспитатель обговаривает с детьми все действия:
Какую сначала возьмем фигуру для домика? (квадрат) Какая нужна фигура, чтобы построить крышу у домика? (треугольник) Что нужно сделать с этими фигурами, чтобы получился домик? (соединить, приложить) Какую еще возьмем фигуру, чтобы у домика было окно? (маленький квадрат)
Итог занятия.
Воспитатель: Ребятки! Какие вы сегодня молодцы! Со всеми заданиями вы справились. Да еще мы с вами сказку вспомнили старинную, не короткую, не длинную, где встретились разные зверюшки:
мышка - норушка, лягушка - квакушка, зайчик - побегайчик,
волчок – серый бочок, лисичка – сестричка и мишка - косолапый.
А одним словом, как сказка называется? (Дети: Теремок)
Для всех героев сказки вы построили домики-теремочки.

 За ваши старания зверюшки приготовили для вас угощение.

 Проходите все к столу и угощайтесь.

 

 

Проект в первой  группе раннего возраста детского сада

Мини – Музей «Первые – сказки»

Пояснительная записка.

Знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию речи. Сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи. Персонажи сказок знакомы детям. Язык сказок очень выразителен. Всё это позволяет вовлечь ребёнка в активную речевую работу.

Паспорт проекта:

Автор проекта: Федосова Галина Владимировна  группа  «Росточек».

Продолжительность проекта:  краткосрочный.

Вид проекта: познавательно – творческий, групповой, ролево – игровой.

Сроки реализации: 1 этап (подготовительный).

2 этап (основной).

3 этап (заключительный).

Участники проекта: дети 1группы раннего возраста.

Возраст детей: 1.5 -2.8 лет.

Актуальность проекта:

Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 2 – 3 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д.

Широки воспитательные возможности театрализованной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, кроме того позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом оказывает позитивное влияние на формирование качеств личности.

Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Таким образом, отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору работы над проектом «В гостях у сказки».

Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект:

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.

Цель проекта:

Развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей, приобщение детей к богатствам русской художественной литературы через знакомство со сказкой.

Задачи проекта:

Образовательные:

-расширить представление детей о сказках;

-учить детей рассуждать;

- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;

-обогащать и расширять словарный запас детей.

Развивающие:

- развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

- развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях;

Воспитательные:

- воспитывать чувства дружбы и коллективизма;

- воспитывать культуру речи.

Ожидаемые конечные результаты:

1. Дети познакомятся с русскими народными сказками.

2. У детей повысится интерес к рассказыванию сказок, рассматриванию иллюстраций.

3. Через имитацию образа героев сказок дети научатся различать добро и зло; характеризовать поступки, поведение; выражать эмоции и понимать чувства других.

4. Повысится доля детей с развитой речью, увеличится словарный запас.

5. Совместная деятельность будет способствовать детско-родительским отношениям.

6. Повысится количество родителей, участвующих в совместных мероприятиях.

Ресурсное обеспечение:

Кадровое: воспитатели, родители воспитанников.

Материально – техническое: игровая комната, различные виды театра:

настольные театры: «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Три медведя» (вязаные, мебель сделана из пеньков), театр на магнитах: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба»,

театр «Теремок».

Сказки:  «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Три медведя» ,  «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба»..

Информационно – методическое:

подбор литературы по проблеме, информация интернета; сюжетные картинки, иллюстрации к сказкам. Раскраски по мотивам сказок «Репка», «Теремок», «Колобок». Консультации для родителей.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа:

подбор и изучение педагогической литературы, чтение русских народных сказок «Репка», «Колобок», «Теремок», стихотворений, потешек, загадок о героях сказок; прослушивание звукозаписей детских сказок – «Репка», «Колобок», «Теремок»; показ кукольного театра: «Репка», «Колобок», «Теремок»; рассматривание игрушек и иллюстраций к сказкам.

План реализации проекта:

1 этап (подготовительный) 

- опрос детей «По страницам сказок»;

- анкетирование родителей «Сказка в жизни вашего ребёнка»;

- определение темы, целей, задач, содержания проекта;

- прогнозирование результатов;

- обсуждение проекта с участниками, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

2 этап (основной) 

Содержание деятельности педагога:

С детьми:

- беседы «Какие сказки я знаю»;

- знакомство со сказками «Колобок», «Репка», «Теремок»;

- рассматривание иллюстраций к сказкам;

- организация и проведение занятий по лепке по данной теме;

- организация и проведение занятий по рисованию по данной теме;

- инсценировка сказок «Колобок», «Репка», «Теремок».

С родителями:

- консультации: «Роль сказки в воспитании детей», «Как сказка помогла», «Значение театрализованной деятельности», «Все мы были детьми…», «Воспитание сказкой», «Речь ребёнка и различные виды театра», «Театр в семье», Построение среды для театрализованной деятельности», «Театр и родители!».

- наглядно-информационное сотрудничество: «Какие сказки читать ребёнку на ночь?», «Как правильно читать с ребёнком сказки», «11 способов, как превратить чтение в удовольствие».

Содержание деятельности родителей:

- участие в организации мини-музея «Первые – сказки »

3 этап (заключительный)

- развлечение по теме «Путешествие в мир сказок»;

- повторный опрос детей;

- анализ полученных результатов.

Календарный план мероприятий:

1. Опрос детей «По страницам сказок».  Цель: уточнить знания детьми сказок.

2. Рассматривание иллюстраций к сказке «Репка». Цель: знакомство со сказкой, ее героями.

3. Чтение и проговаривание слов за воспитателем сказки «Репка».

4. Подвижная игра «Мыши водят хоровод».

5. Загадки по сказке «Репка».

6.Консультации: «Роль сказки в воспитании детей», «Все мы были детьми…», «Значение театрализованной деятельности».

7. Наглядно-информационное сотрудничество «Какие сказки читать ребёнку на ночь?»

8. Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок». Цель: знакомство со сказкой, ее героями.

9. Чтение и договаривание слов за воспитателем сказки «Колобок»

10. Беседа с детьми «От кого ушёл колобок? ». Цель: уточнить знания детей о героях сказки.

11. Чтение сказки «Теремок». Цель: знакомство с новой сказкой, ее героями.

12. Рассматривание иллюстраций к сказке «Теремок»

13. Обыгрывание сказки «Теремок»

14 Беседа с детьми «Кто в теремочке живет? ». Цель: закреплять знания детей о содержании сказки, ее героях.

15. Конструирование «Забор для теремка».

16. Дидактическая игра «Кто в домике живёт», «Что изменилось?», «Я назову, а вы продолжите».

Результат проекта:

Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.

Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей.

 

Список используемой литературы:

1. Румянцева Е. А. Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет. -Волгоград: Учитель, 2014.

2. КочкинаН. А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2012г.

3.  Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. - М., 2003.

4.  Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание. 

 

 

   

Семинар-практикум для родителей и педагогов

 «Изготовление предметов, атрибутов и игрушек из нетрадиционного материала»

Мир вокруг нас… Огромный, таинственный, многоцветный, удивительный. Особенно удивителен для малышей, любознательных непосед, которым всё интересно, всё нужно потрогать, повертеть, для которых любой предмет-объект познания.

Едва ребёнок начинает узнавать и познавать окружающий мир, игрушка становится его спутником, помощником и учителем.

         Игра и игрушка - не только забава и развлечение, это способ творческого самовыражения ребёнка, приобретения реальных жизненных навыков. Они обучают и развивают детей, учат таким вечным понятиям, как красота и доброта.

Детям на первых порах трудно обходится без помощи взрослых, работать самостоятельно. Научить, подсказать и показать - задача педагога, поэтому лучше приниматься за дело всем вместе - это и легче и интереснее. Совместный творческий труд приносит радость и становится прекрасной формой духовного общения.

Недаром говорится о том, что высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача воспитателя - развивать интерес к творчеству. Этому способствует создание творческих ситуаций не только в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, но и в ручном труде. Всё это - обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду.

         На занятиях по ручному труду широко используется конструирование из природного материала. Оно развивает воображение детей, учит внимательно вглядываться в окружающий мир, видеть в плодах, семенах, кореньях интересные образы, которые можно совершенствовать путём составления, соединения различных частей, при этом используются разнообразные соединительные материалы - проволока, пластилин, клей, нитки и т.д.

На занятиях по ручному труду решаются следующие задачи:

1) изготовление изделий из нетрадиционных материалов способствует эстетическому развитию детей, приобретению ими умения грамотно подбирать цветовые сочетания, формы, размеры, комплектующие изделие детали;

2) работая с изделиями из бумаги и картона, ребёнок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор. Он развивает представление о возможностях предметов, учится конструировать и моделировать;

3) в процессе практической работы с проволокой, фольгой и жестью дети получают элементарные представления о металле, его свойствах и использовании этих свойств при обработке. Основные приёмы обработки металлов, с которыми знакомятся дети, - резание, сгибание, скручивание, плетение;

4) в процессе плетения ребёнок развивает мелкую моторику рук, образное и пространственное мышление, учится решать композиционные задачи, создавая своими руками интересные, необычные работы. Дети приучаются работать обеими руками, начинают чувствовать материал и определённый ритм движений пальцев;

5) работа по изготовлению изделий из нетрадиционных материалов способствует развитию мышц кистей рук, совершенствует глазомер, закрепляет трудовые умения и навыки, полученные при работе с другими материалами;

6) использование данных материалов значительно повышает творческий интерес к работе, развивает объёмное и пространственное мышление, мелкую моторику рук, учит логическому мышлению, ориентировке в пространстве;

7) особую значимость работе придаёт то, что изделия, выполняемые из отходов тканей и ниток, прекрасно служат в быту в виде различных ковриков, салфеток, украшений и игрушек, а это является прекрасным воспитательным моментом.

         Создавая игрушки - самоделки не старайтесь выполнять её точь-в-точь,  как показано на рисунке или фотографии. Выкройки и рекомендации должны стать только помощниками в работе, которые покажут верный путь и разбудят творческую фантазию. Ведь без фантазии невозможна сказка, а без сказки наши игрушки никогда не станут живыми.

 

ОБЖ. ПРАВИЛА ДЛЯ ДЕТЕЙ

Запомни:

1. Работать нужно всегда за столом, который хорошо освещён.

2. Необходимые инструменты хранятся в специально отведённом месте.

3. Не брать в рот клей и разные мелкие предметы.

4. Не размахивать ножницами и шилом.

5. Разговаривать тихо и спокойно, не отвлекая друг друга от работы.

6. По окончании занятия рабочее место необходимо привести в порядок.        

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИГРУШЕК-САМОДЕЛОК

1. Кусочки ткани и кожи.

2. Старые вещи, старые игрушки.

3. Искусственный мех и остатки цветной пряжи.

4. Холст.

5. Мешковина.

6. Куски поролона.

7. Верёвки, шнуры, тесьма.

8. Пластмассовые бутылочки, крышки от них.

9. Старые обложки книг, старая клеёнка.

10. Пуговицы.

11. Капсулы от киндеров.

12. Трубочки.

13. Проволока.

14. Кондитерские упаковки.

15. Цветочная упаковка.

 Отобранный материал необходимо подготовить к работе: распороть, вычистить, постирать, погладить.

ИНСТРУМЕНТЫ

1. Ножницы.

2. Шило.

3. Иголки.

4. Нитки.

5. Клей ПВА, “Момент”, “Феникс”, “Аго”.

6. Бумага для выкроек, картон.

7. Карандаши.

8. Линейка.

        

ВИДЫ ПЛАСТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ И ИХ  ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Пенопласт - лёгкий, мягкий, пористый, достаточно пластичный материал. Хорошо обрабатывается различными инструментами. Благодаря своим качествам находит широкое применение, особенно в оформительских работах. Из него вырезают отдельные детали и изготавливают большие панно. Пенопласт легко режется, красится, склеивается с другими материалами. Тонкие листы и полоски пенопласта достаточно гибки, что даёт возможность изготавливать из него интересные объёмные работы. Необходимо помнить, что не все марки пенопласта обладают такой пластичностью. Пенопласт режут остро перочинным ножом, лобзиком. Для резки толстых кусков используют специальное приспособление с раскалённой проволокой, но эту работу детям выполнять не рекомендуется. Самостоятельно ребёнок может работать с листами толщиной до 10 см.

Пенопласт - красивый материал, но иногда для большей выразительности или в целях имитации его красят или наклеивают на него другие материалы, например цветную бумагу. Детали оклеивают между собой столярным, казеиновым, клеем ПВА.

Поролон - пористый, лёгкий гибкий, легко обрабатываемый материал. Хорошо окрашивается анилиновыми красителями (красителями для ткани). Из поролона делают игрушки, используют в мебельной промышленности, в быту. Для обработки поролона требуются обыкновенные ножницы. Материал плотно сдавливают пальцами и только после этого выполняют нужный разрез. Изделия из поролона - это в основном цветы и сувениры. Для работы используют тонкие (до 5 мм) листы поролона разного цвета. Изготовленные цветы применяют для украшения своей комнаты, выставок, маскарадных костюмов. Прежде всего, необходимо подобрать материал нужного цвета. Если в наличии нет поролона нужной окраски, то его предварительно красят анилиновыми красителями, сушат, а потом используют для работы.

При работе с нетрадиционными материалами (особенно с бросовыми) ярко проявляются целесообразность, практическая значимость изделия.

К пластическим материалам можно отнести изделия, выполненные из пластмассы, которые широко применяются в быту. Выбрасывая, казалось бы, ненужные нам предметы (упаковки из-под конфет и “киндер-сюрпризов”, кофе, мороженного, сметаны, различные пластмассовые флакончики из-под шампуня и многое другое) мы часто не подозреваем, что это хороший рабочий материал, нужно только внимательно рассмотреть форму используемого в работе предмета и подумать, какие дополнительные материалы для его оформления необходимо подобрать. В одном изделии можно соединять несколько готовых форм в различных сочетаниях, применяя самые разнообразные отделки.

ИЗДЕЛИЯ ИЗ КОНДИТЕРСКИХ УПАКОВОК

        Конфеты – очень вкусный подарок. А если вы любите конфеты «ассорти» или шоколадные «киндер-сюрпризы», то проблем с рабочим материалом  у вас не будет. Мы говорим о пластмассах, поэтому внимательно рассмотрим пластиковые ячейки, в которые укладывают каждую конфету в коробке, и капсулы «киндер-сюрпризов».

        Пластиковые ячейки конфет – очень мягкий и приятный материал. Он прекрасно обрабатывается инструментами, его можно:

- склеивать,

- сшивать,          

- скреплять проволокой,

- переплетать,

- использовать щелевое соединение.

        Этот материал имеет красивый внешний вид, самую разнообразную окраску: белую, коричневую, желтую, золотую, серебряную. Форма и оформление ячеек также самые разные: квадратные, круглые, овальные, в виде цветочков, долек, с самыми невероятными узорами и орнаментами. И, конечно, понятно стремление ребенка сохранить эту красоту как можно дольше.

ИЗДЕЛИЯ ИЗ ПЛАСТМАССОВЫХ КАПСУЛ «КИНДЕР – СЮРПРИЗОВ»

        Не секрет, что изделия из пластмассовых капсул «киндер-сюрпризов» пользуются популярностью. Использованию в работе значительно помогает их яркий внешний вид, интересная форма, которая может являться основой для самых разнообразных изделий как целиком, так и по половинкам, и конечно, доступность в обработке.

        Для обработки этого материала необходимы следующие инструменты:

- ножницы,

- шило,

- кусачки,

- игла.

        Для оформления изделий приготовьте:

-  цветную бумагу,

- кусочки ткани, меха, ваты и др.,

- нитки,

- проволоку,

- пустые стержни шариковых ручек,

- трубочки для коктейля,

- клей,

- пластилин.

        Прежде чем выполнять изделия  из этого материала, познакомимся с различными видами соединения, которые можно использовать в работе.

        Виды соединений:

1.  Клеевое.

2.  Соединение через прокол (выполняется шилом):

- ниточное,

- проволочное,

- соединение улиткой (глаза, хвостик, усики и т.п.),

- сквозное (ручки и ножки).

   3. Щелевое соединение  - соединение основных деталей,

ИГРУШКИ

        Можно выполнять из разного количества капсул, соединенных в определенной последовательности.

        Из одной целой формы можно выполнить: птичку, собачку, поросенка, человечка, пчелку.

        Пустую капсулу оформляют в виде предложенных персонажей с помощью отделочных материалов. Глаза, клюв, лапки, крылья, хвостик выполним из бумаги; ушки, рожки, ботиночки, юбочку – из пластиковых ячеек из-под конфет; ручки, хвостик поросенка, усики – из проволоки. Ушки собачки можно сделать из меха.

        Из нескольких форм выполняют: корову, лягушку, клоуна.

ИЗДЕЛИЯ ИЗ ФЛАКОНОВ

        Использованные после шампуня пластмассовые флаконы можно оформить в изделие. Для этого необходимо внимательно его рассмотреть со всех сторон, представить, на что он похож. Например, вытянутый флакон своей формой напоминает кораблик. Стоит только сделать мачту и оформить его отделочными деталями.

        Круглый флакон можно использовать в качестве основы для фигуры человека или животного.

ИЗДЕЛИЯ ИЗ ПЛАСТИКОВЫХ БУТЫЛОК

        Большой популярностью в быту и для декоративного оформления жилища пользуются изделия из пластиковых бутылок.

        Пластиковые бутылки из-под различных напитков в основном окрашены в зеленый цвет или прозрачны. Изделия, выполненные из них, оригинальны, легки и современны. Разрезать этот материал лучше старшим, так как возникают сложности, особенно в самом начале работы (трудно проколоть бутылку). Поперек и вдоль бутылки материал разрезается ножницами достаточно легко. Наиболее сложными в обработке являются дно и горлышко бутылки, здесь нужно работать особенно аккуратно, чтобы не поранить руку.

        Изготовление изделий из нетрадиционных материалов способствует эстетическому развитию детей, приобретению ими умения грамотно подбирать цветовые сочетания, формы, размеры, комплектующие изделие детали.

        Работа по изготовлению изделий из нетрадиционных материалов способствует развитию мышц кистей рук, совершенствует глазомер, закрепляет трудовые умения и навыки, полученные при работе с другими материалами. Это объясняется типичностью рабочих операций, характерных для всех видов труда.

        Использование данных материалов значительно повышает творческий интерес к работе, развивает объемное и пространственное мышление, мелкую моторику рук, учит логическому мышлению, ориентировке в пространстве, работе со схемам

 

 

Деловая игра для педагогов  с элементами мастер-класса.

Целью игры является повышение педагогической компетентности педагогов, позволяющей им осуществлять интеллектуальное развитие дошкольников, используя развивающие игровые инновационные технологии.
Задачи:

- развитие интеллектуальной и творческой активности педагогов;                         
- обучение педагогов методам применения игровых инновационных технологий.

«Путешествие по развивающим играм»

Ход:

«Дерево ожидания»

Поскольку говорить сегодня мы будем об играх, то предлагаю вам тоже включиться в игру.

Прежде чем начать вместе работать, давайте поделимся друг с другом, с каким настроением, мыслями вы пришли в игру? Какую цель вы поставили, что хотите получить в конце игры? Расскажите о ваших личных ожиданиях.

Подойдите, пожалуйста, к дереву и на листочках напишите в двух словах то, что вы ожидаете получить от нашей вами встречи.

 «Вхождение в игру»

Цель: интеллектуальная разминка.

- Сейчас небольшая интеллектуальная разминка.

«Чей дом?»

 Жилище животного: дупло – белка, гнездо – птица, конюшня – лошадь, псарня – собаки, камыш – комар, берлога – медведь, нора – мышь.

Место у вещи: гараж – для машин, кастрюля – для супа, шкаф – для одежды, шкатулка – для украшений, ваза – для цветов;                                                                                      

Шуточное: крыша – жилище для Карлсона, мешок – для подарков, сон – для удовольствия, голова – для мыслей, игра – для счастья и радости и др.


Теоретическая часть

«Педагогическая кухня»

Цель: уточнение системы знаний педагогов     в области   игры дошкольников.

- На  столе перед вами лежат листочки с правилами «Как играть с детьми». Давайте порассуждаем.

- Предлагаю перейти к практической части нашего путешествия…

Практическая часть

«Мастер-класс»                                                                                                                     

Борис Павлович Никитин (21 января 1916 – 30 января 1999) и Елена Алексеевна Никитина (31.01.1930) известны у нас в стране и за рубежом как авторы нетрадиционной системы воспитания детей. Эта система, органично сочетая в себе эстетическое и интеллектуальное развитие, трудовое воспитание и физическую культуру, позволяет достичь разностороннего, гармоничного развития ребенка

Частью системы Никитиных являются развивающие игры, способствующие развитию сообразительности, логики, пространственного воображения, математических, конструкторских и прочих способностей и приемов мышления. Толчком к изобретению игр послужили собственные дети. Наглядное представление можно получить, ознакомившись хотя бы с несколькими  самыми известными играми.

1)  «Внимание», «Внимание - угадайка».  Эти задания служат развитию главным образом вни­мания и зрительной памяти ребенка.

2) «Сложи квадрат». Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Здесь  происходит тренировка в развитии цветоощущения и сообразительности при решении проблемы частей целого, их возможных взаимоотношений и взаиморасположений.

3) «Точечки» прекрас­ный материал для развития математического мышления, для обуче­ния счету и усвоения нумерации, причем материал, к которому мож­но возвращаться много раз и на протяжении 5–6 лет, добавляя к зна­комым уже и разгаданным задачам все новые и более сложные.

 

ИГРОБАНК «Складушки - вычиталки»

Музыка + шутки = частушки

Снег + ветер = метель

Небо + разноцветные огни = салют

Словечко + словечко = говорилки

Папа + рюкзак = турист

День – скука = праздник

Чай – заварка = кипяток

Лес – комары = счастье

Песня – слух = кошмар

Холодильник – ток = ящик 

 

4) Разгадывание ребусов. Ребусы — одна из самых популярных и интересных головоломок. Особенно такой вид головоломок полезен детям.                                                                                                                      Занимаясь ребусами малыши не только повышают словарный запас, но и развивают свой интеллект. Они учатся правильно писать, запоминают новые слова и даже подбирают синонимы, тренируют память и внимание.

ОТВЕТЫ НА РЕБУСЫ:

Делу время, потехе час

Поспешишь, людей насмешишь

Дело мастера боится

По поступкам узнают человека

Старый друг лучше новых двух

Береженого, бог бережет

 

5) Игры со счетными палочками. Задачи на развитие пространственного мышления – преобразование фигур. 
1) Переместите одну спичку так, чтобы равенство стало верным.

2) Удалите две спички, чтобы равенство стало верным.

3) Переместите одну спичку так, чтобы равенство стало верным. Возможно два варианта ответа.

4) Соберите спички так, как на рисунке ниже и предложите ребенку переложить 6 спичек таким образом, чтобы получилась фигура из 6 одинаковых четырех угольников.

 5) убрать из фигуры на рисунке ниже 8 спичек так, чтобы получилось только два квадрата.

6) Переложите 3 спички так, чтобы теленок смотрел в другую сторону и радовался.

 

6) Конструкторское Бюро Самостоятельного Активного Мышления. Задания на объемно-пространственное мышление, создание архитектурных моделей (дома, дворцы, мосты), транспортных моделей (корабли, автомобили, самолеты), скульптур (животные) из различных видов конструктора.

«Каша из топора»

Цель: способствовать творческому поиску педагогов, развивать навыки сотрудничества.

Задание: из предложенных предметов придумать развивающие игры, поставить цель и презентовать.

- Как вы думаете – а всякая ли игра может быть развивающей?

- Настоящая женщина из ничего может сделать прическу, салатик и скандал.

А настоящий педагог умеет организовать развивающую деятельность детей, используя различные предметы, находящиеся «под рукой», поставить задачу и решить ее.

Педагоги выбирают из предложенного сундучка различные предметы:

картон, ножницы, бумага, коробочки, прищепки, карандаши, пустые бутылочки, ленточки и т.п.

Развивающие игры до года

По сути, любая игра является для малыша развивающей: потешки, связанные с массированием, щекотанием, поглаживанием, стимулируют чувствительность и реакции младенца, демонстрация контрастных рисунков помогает ему научиться концентрироваться, вкладывание в ручки различных по фактуре и плотности предметов дарит тактильные ощущения и подготавливает мелкую моторику.

В период с года до трех лет ребенок переживает настоящий интеллектуальный взрыв — он осваивает основы речи, углубляет и расширяет свои знания о мире, учится самостоятельности. Все это должны учитывать развивающие игры для этого возраста. Особое внимание при их планировании следует уделить творческой деятельности — рисованию пальчиковыми красками и карандашами, лепке, конструированию, а также групповым, парным и ролевым играм.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. 

Цель воспитателя - обогащать игровой опыт каждого ребенка, повышая тем самым влияние игры на его развитие.

 

 «Дерево ожидания» (рефлексия)

Цель: сравнить соответствие ожидаемых результатов с результатами, полученными в ходе семинара.

Закончить нашу встречу мне хотелось бы следующими словами:

В.А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без того он – засушенный цветок.

 

 




Комментарии



Оставьте комментарий
COMMENTFORM
Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"