«Социализация детей младшего дошкольного возраста.
Самостоятельность и самообслуживание»
Социализация – это процесс, который происходит в жизни детей с самого её начала и длится всю жизнь. Социальное развитие детей происходит на первых порах с мамой и папой и близкими родственниками, затем с другими детьми в детском саду. Этот процесс непрерывен и сопровождает детей и взрослых всю жизнь. Основной задачей воспитания дошкольников сегодня становится сохранение условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности.
Одним из основных показателей социального взросления маленького ребенка является владение ребенком основными навыками самообслуживания.
Воспитание навыков самообслуживания у детей – это длительный процесс, требующий от взрослых, в первую очередь, терпения.
Среди приемов по формированию навыков самообслуживания на первом месте стоит прямое обучение - показ, напоминание, совместная деятельность с ребенком. Навыки самообслуживания у малышей формируются в играх с любимыми игрушками, выполняя с ними различные действия (умывают, кормят, раздевают или одевают, укладывают спать, лечат и др., в дидактических играх типа «Зайка умывается», «Научим Мишку складывать вещи в шкафчике», «Посмотрим в зеркало, как аккуратно мы одеты», «Покажем Степашке, как надо убирать игрушки» и др.
Чтобы ребенку легче освоить навыки самообслуживания огромное значение имеют условия (удобная и красивая одежда, обувь по размеру, оборудование) – в этом случае дети с хорошим настроением одеваются, аккуратно убирают свои вещи, игрушки…
Желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, мы должны быть примером для подражания.
Не забывайте хвалить ребенка – это дает ему чувство радости и подкрепляет его уверенность в том, что он умеет сам что-то делать. Используя фразы : «Какой ты молодец», «У тебя все получилось»,» ты стал ужу совсем большой» и тд.
Самостоятельность- ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста.
Дети по своей природе активны. Задача взрослых – развивать эту активность, направлять её в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Взрослые торопятся прийти на помощь ребёнку, спешат сделать за него сами. Им кажется, что ребёнок не может выполнить это самостоятельно: порвёт, упадёт, уколется, а взрослый сделает это быстрее и лучше. Ребёнка лишают самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Полезнее было бы родителям потратить время на то, чтобы научить ребёнка необходимым навыкам, делая это настойчиво, терпеливо. На просьбу ребёнка «я сам» не следует отвечать: «Мне некогда», а лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И родители скоро убедятся, что ребёнок стал более ловким, умелым, меньше обливается при умывании, может сам раздеться.
Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребёнка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место для хранения предметов туалета, постоянное и удобное место для полотенца.
Необходимо также правильно руководить действиями детей. Обучая детей тем или иным действиям (надеть или снять кофту, намыливать руки, правильно держать ложку), наглядно демонстрируют способ их выполнения. Показ следует производить в несколько замедленном темпе. Внимание детей обращают на рациональность тех или иных способов действия. Например, полотенце после употребления нужно сначала расправить, а потом уже вешать – так оно лучше просыхает, не падает на пол.
Обучая детей, учитывайте их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребёнка пользоваться вилкой, если он ещё не научился правильно есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении. Так, действия с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребёнку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо.
Постепенное усложнение требований, перевод ребёнка на новую ступень самостоятельности поддерживают его интерес к самообслуживанию, позволяют совершенствовать навыки. В закреплении навыков самообслуживании большое место принадлежит игре. С помощью игровых персонажей можно понаблюдать за тем, как ребёнок ест, одевается.
Воспитывая самостоятельность, старайтесь реже прибегать к замечаниям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрения, похвалу. Оценивая то или иное действие ребёнка, не достаточно ему сказать: «Молодец» или «Неправильно», следует конкретно указать, что сделано ребёнком хорошо, а что ему не совсем удалось. Похвала не должна быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной.
В младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражательностью. Поэтому, желая воспитывать у детей самостоятельность, аккуратность, родители должны быть примером для подражания.
Труд должен приносить ребёнку радость. Поэтому не надо его упрекать в медлительности и небрежность. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние. Сначала нужно вызвать интерес.
Важно, чтобы ребенок с раннего детства усвоил, что работать трудно, но почетно!