Луценко Наталия Николаевнаимеет высшее образование. Трудовой стаж работы – 2,6 лет, стаж работы в должности (в данном учреждении) - 1,2 лет.
Прошла переподготовку: «Московский институт современного академического образования», 25.05. 2016г., «Педагогика и психология дошкольного образования в рамках реализации ФГОС».
Луценко Наталия Николаевнаработает по инновационной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой), осуществляет при этом индивидуальный и дифференцированный подход в развитии и обучении детей, владеет средствами диагностики индивидуальных особенностей ребенка и группы.
Наталия Николаевна в своей работе активно использует информационно-коммуникативные технологии, внедряет инновационные технологии проблемного и развивающего обучения, проектную деятельность, игровые и здоровьесберегающие технологии.
Луценко Н.Н. является автором нестандартного оборудования, пособий и игр, повышающих познавательные и сенсорные возможности детей: дидактические игры по познавательно – речевому воспитанию, на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, игры с песком и водой, развивающие игры.
Наталия Николаевнатворческий педагог. На утренниках в детском саду она радует детей исполнением разнохарактерных ролей. Её характеризует эмоциональное, доброжелательное отношение к детям. В группе поддерживается атмосфера добра и взаимопонимания. Педагог признает достижения детей, поощряет их успехи, поддерживает в моменты неудач.
Луценко Н.Н. осуществляет тесное сотрудничество с семьями воспитанников.
За весь период работы в нашем детском саду зарекомендовала себя как инициативный, творческий человек, любящий детей.
Моё педагогическое кредо
Воспитатель- свеча, которая светит другим, сгорая сама!
«Визитная карточка «Я -педагог»
«Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактических игр»
Ранний возраст - это период детства, когда у ребенка закладываются основы психического и физического здоровья. Значение сенсорного воспитания в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплению представлений об окружающем мире.
Период раннего и младшего дошкольного возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Не случайно в истории психологии и педагогики проблема развития восприятия и сенсорных способностей привлекала внимание многих ученых, исследователей.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.
Сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития ребенка и имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в школе.
В соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании» был разработан Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В ФГОС ДО выделены направления (области) развитиядетей дошкольного возраста. В таком направлении как познавательное развитие предполагается формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира - форме, цвете, размере, материале, пространстве и времени. Решение данной задачи осуществляется как раз в рамках сенсорного развития и воспитания. Именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности.
Дляповышения эффективности образовательной работы, сенсорного воспитания и обучения большое значение имеет использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения: дидактические игры, дидактические упражнения. Определенное место отводится занятиям, которые проводятся в форме организованных дидактических игр. На этих занятиях я ставлю перед детьми сенсорные и умственные задачи в игровой форме. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит в ходе интересных игровых действий.
В процессе данной деятельности у детей вырабатываются целеустремленность, активность и некоторая планомерность действий.
Анализ собственного опыта работы по теме сенсорного воспитания детей раннего возраста
В моей группе работа по сенсорному воспитанию детей раннего возраста базируется на использовании различных дидактических игр, игрушек и пособий, в том числе тех, которые я изготовила сама и совместно с родителями.
Целью моей работы является создание условий для расширения и обогащения сенсорного опыта детей раннего возраста, формирования и развития их сенсорных представлений через обогащение развивающей предметно-пространственной среды и использование дидактических игр в совместной деятельности педагога и воспитанников.
Для реализации цели, мною были выделаны следующие задачи:
1. Подобрать и разработать игры и пособия по развитию сенсорных способностей у детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
2. Формировать сенсорные представления детей раннего возраста о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине через предметно-игровую деятельность.
3. Развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.
4. Организовать партнерские взаимоотношения с родителями в процессе формирования у детей сенсорных представлений, повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в данном вопросе.
Работа по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в моей группе строилась в три этапа.
1 этап – подготовительный, включал себя мониторинг уровня развития сенсорных способностей детей раннего возраста. Изучение литературы по данному вопросу, обогащение развивающей предметно-пространственной среды, в том числе за счет разработки и создания пособий. Создание «Уголка сенсорики».
2 этап – основной включал в себя работу с детьми и родителями направленную на формирование сенсорных представлений детей раннего возраста о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине через предметно-игровую деятельность, а также на повышение психолого-педагогической компетентности родителей в данном вопросе через просветительскую работу и тесное взаимодействие с ними.
3 этап – итоговый, который включал в себя итоговую диагностику уровня развития сенсорных способностей детей раннего возраста, а также закрепление полученных представлений через совместную со взрослым и самостоятельную игровую деятельность.
В дидактических играх познавательная деятельность сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра выступает одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является ведущим видом самостоятельной деятельности детей.
Дидактические игры являются для малышей наиболее подходящей формой обучения сенсорным эталоном. Прежде чем начать игру, важно вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Для этого яиспользую потешки, сказки, загадки, дидактические игрушки.
Понятно, что для проведения таких игр используются различные дидактические материалы и пособия (пирамидки, кубики, мячики, формы-вкладыши, настольно-печатные материалы и т.д.), но особый интерес представляют те игровые пособия, которые были созданы мною совместно с родителями:
• многофункциональное пособие «Теремок»
• пособие «Веселые прищепки»
• игра «Зонтик»
• пособие «Лошадка-книжка»
• игра «Мамы и малыши»
• пазлы «Найди пару»
• панно «В гостях у сказки»
Игры и упражнения подбираются в зависимости от того, на формирование какого сенсорного эталона направлена совместная игровая деятельность воспитателя и детей.
Для правильного формирования у детей представлений о цвете применяю игры: «Найди пару», «Покажи такой же цвет», «Зонтик», «Собери урожай», «Веселые шнурочки», «Заплатки», «Машинки», «Собери фигуры по цвету», «Мама и детки». Данные игры учат детей обращать внимание на цвет предмета, уметь сравнивать цвета, находить предметы одного цвета, запоминать название основных четырех цветов (синий, красный, желтый, зеленый).
Для формирования представлений детей о величине я использую игры: «Собери пирамидку», «Большой-маленький», «Мамы и малыши», «Мама и детки», «Найди мячик большой/маленький», игры с формочками и матрешками. Данные игры позволяют детям сопоставить предметы по их величине, сформировать представление о понятиях «больше - меньше».
Для формирования представлений о форме предметов я учу детей различать и сравнивать предметы по форме, например, «найди предмет такой же круглый как мяч». В этом мне помогают следующие игры: «Найди пару», «Подбери фигурку по форме», «Собери дом», «Найди предмет нужной формы».
Все игры и пособия по сенсорному развитию собраны в сенсорном уголке. Они доступны для детей, что обеспечивает возможность их использования не только в совместной образовательной деятельности, но и в самостоятельной деятельности детей.
Таким образом, яорганизую и провожу дидактические игры как на занятиях, так и вне их, упражнения детей в узнавании, различении и определении формы, величины, цвета, пространства, звуков. С помощью дидактических игр дети учатся сравнивать и группировать предметы как по внешним признакам, так и по их назначению, решать задачи; у них воспитывается сосредоточенность, внимание, настойчивость, развиваются познавательные способности.
Важным направлением реализации образовательной деятельности по сенсорному воспитанию я считаю работу с родителями. Я активно привлекаю их к процессу разработки и изготовления пособий, что значительно повысило их заинтересованность в этом вопросе. Также в уголке для родителей я разместила информацию об особенностях сенсорного воспитания детей раннего возраста с рекомендациями для родителей. Познакомила их с подборкой тематических игр по сенсорному развитию, которые они могут проводить дома с детьми. Кроме того, япровела консультацию для родителей «Волшебный мир сенсорики» и мастер-класс по изготовлению пособий по сенсорному развитию.
Список используемой литературы
1. Венгер Л.А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников».
2. Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. «Педагогика детей раннего возраста».
8. «Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду»Под ред. А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной.
9. Эльконин Д.Б. «Психология игры».
Подборка дидактических игр
Дидактическая игра по мотивам сказки «Теремок».
Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики пальцев рук малышей.
В работе с детьми дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и развитию речи возникла необходимость в разработке многофункциональных пособий и игр, направленных на решение одновременно нескольких задач.
Цели и задачи:
- Познакомить детей с содержанием сказки «Теремок» и ее героями;
- Побуждать детей к проговариванию и повторению отдельных слогов и слов;
- Укреплять артикуляционный и голосовой аппарат детей;
- Развитие мелкой моторики рук;
- Ориентация на плоскости.
- Развитие памяти и внимания.
Ход игры:
Приходит в гости кукла Катя.
- Здравствуйте, ребята. У меня есть очень красивый домик, но я не знаю, кто в нем живет.
Воспитатель: Теремок.
- А еще я слышала, что есть сказка с таким названием, но я её, к сожалению, никогда не слышала.
Воспитатель: Ну что ребята, расскажем сказку?
Воспитатель читает сказку «Теремок», используя крышки с героями. Прежде чем появиться герою сказки, воспитатель побуждает ребят самих позвать его, сказать, как его зовут. Необходимо, чтобы дети проговаривали повторяющиеся фразы.
Дидактические игры с прищепками для детей младенческого возраста
Наукой уже давно доказана связь между речевым развитием и развитием мелкой моторики. Объясняется это тем, что речевая и двигательная зоны в коре головного мозга расположены в непосредственной близости. Поэтому педагоги уделяют большое внимание развитию именно тонких движений рук уже с первых дней пребывания в детском саду.
Работу по развитию моторики нужно начинать ещё в младенческом возрасте, массируя пальчики, и тем самым воздействуя на активные точки. Положительное влияние на развитие мелкой моторики оказывают:
– пальчиковые игры;
– упражнения, требующие участия пальчиков: застегивание-расстегивание пуговиц, шнурование, плетение и т. д.;
– игровые упражнения с предметами;
– пальчиковый театр;
– изобразительная деятельность.
Особое место в работе с детьми младенческого возраста отводится играм с мелкими игрушками, предметами, которые укрепляют мышцы пальцев. К таким играм, которые очень нравятся малышам, относятся игры с прищепками. В играх с прищепками ребенок задействует большой и указательный пальцы, которые в будущем берут на себя основную нагрузку при письме. При нажатии на прищепку совершается мышечное действие, схожее с движением по удержанию ручки, и прилагается аналогичное усилие. Также в играх с прищепками развиваются речь и творческое воображение, формируются сенсорные и пространственные понятия, математические представления и т. д.
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук у детей.
Задачи:
1. учить детей правильно брать и открывать прищепку;
2. Обогащать сенсорный опыт детей
3. Развивать познавательную активность детей
4. Развивать внимание детей
5. Воспитывать усидчивость
Помимо развития мелкой моторики, с помощью прищепок можно изучать цвета, развивать логическое мышление, творческое воображение.
Дидактическая игра «Зонтик»
Пособие «Лошадка»
Конспекты занятий
В организационный комитет муниципального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России» в2023 году
в номинации «Педагогический дебют»
Конспект
организованной образовательной деятельности
по сенсорному развитиюво второй группе раннего возраста по теме: «Мишка в гостях у ребят»
Составила:воспитатель МДОУ «ДС №2»г Благодарного
Н.Н. Луценко
Цель: Формировать у детей интерес к познанию.
Программные задачи.
1. Учить детей составлять множество, выделяя в нём каждый отдельный элемент.
2. Закреплять умение различать один и много предметов, закреплять знания геометрических фигур.
3. Формировать представления о цвете, форме, величине.
4. Упражнять в группировке предметов по цвету, форме, величине.
5. Побуждать детей к называнию предметов.
6. Развивать у детей внимание, умение общаться со сверстниками и взрослыми.
Материал: игрушка – мишка, геометрические фигуры, большая и маленькая корзины, мячи.
Ход занятия:
- Ребята, к нам в гости пришёл мишка.Он принёс нам подарок. Но, чтобы получить его нам нужно выполнить задания, которые приготовил для нас мишка.
Вы согласны их выполнить?
Дети - Да.
Ребята давайте сядем на коврик. Посмотрите, здесь лежат фигуры. Давайте их назовём. Это что за фигура? (квадрат). Какого он цвета? А это какая фигура? (треугольник). А треугольник какого цвета? А это? (круг). Какого он цвета?
Ребята, посмотрите здесь ещё есть фигуры только они меньшего размера. Сейчас я вам их раздам, а вы внимательно посмотрите и найдите домик который похож на вашу фигуру. Давайте будем по очереди подходить и класть фигурку в свой домик (дети раскладывают и называют фигурки и их цвет.
А теперь давайте немного отдохнём. Физ-минутка «Медвежата».
Отдохнули? А теперь давайте дальше поможем Мишке. Посмотрите что здесь лежит? (мячи). Сколько их здесь? (много). А какие они по размеру? (большие и маленькие). Давайте возьмём по мячику.
- Уля, сколько у тебя мячей в руке? (один). А у Саши? (один).
- Смотрите ребята, здесь стоят две корзины, они разные по размеру. Это какая? (большая). А это какая корзина? (маленькая). Нам нужно разложить мячи по корзинам. В большую корзину мы сложим большие мячи, а в маленькую – маленькие мячи.
Молодцы ребята, Мишка очень рад что вы справились с заданиями. И хочет подарить вам подарки. Что это? (воздушные шары).
Воспитатель: «Здравствуйте, ребята! Можно к вам в гости. Только я не одна. Со мной пришла Курочка Ряба». (воспитатель показывает курочку)
«Курочка-красавица в гости к вам пришла
С вами познакомиться решила она.
С нею мы подружимся, песенку споем,
Вместе потанцуем и гулять пойдем».
Воспитатель подходит к каждому ребенку индивидуально. Предлагает погладить курочку и назвать свое имя. После вместе с детьми рассматриваем курочку: гребешок, бородку, глазки, крылышки, хвостик.
Курочка Ряба: «Какие вы все хорошие, добрые! А давайте с вами поиграем?»
Проводится пальчиковая гимнастика «Курочка».
Зернышко за зернышком курочка клюет.
В клюве своим деткам зернышко несет.
(ладонь немного согнуть, указательный палец упирается в большой. Сначала «клюем» по одной ладошке, потом по другой.) Гимнастика проводится 3-4 раза.
Курочка Ряба: «Молодцы, ребята! С вами очень интересно. Мне сейчас пора домой, кормить своих цыпляток. А можно я к вам еще в гости приду?»
Занятие 2.
Задачи: 1. побуждать детей к эмоциональным откликам
2. установить контакт
3. учить слушать воспитателя.
4. воспитывать доброе отношение к рукотворному
5. развитие внимания, усидчивости.
Материал: 1. настольный театр «Курочка Ряба». 2. мешочек.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами отправимся в сказку!
Воспитатель садится за стол, а дети собираются вокруг.
Воспитатель: У меня есть мешочек. Хотите узнать, что в нем?
Из мешочка достает деда. Дети рассматривают игрушку.
Воспитатель: Это дедушка.
Из мешочка достаем бабушку. Ставим ее напротив дедушки.
Потом поочередно достаем персонажей сказки, параллельно рассказывая ее. Дети рассматривают героев сказки, пытаются подражать им.
Когда мышка разбивает яйцо, вместе с детьми и курочкой жалеем деда, бабу.
Воспитатель: Вот какие молодцы! А теперь давайте поиграем.
Проводится пальчиковая гимнастика «Курочка».
Зернышко за зернышком курочка клюет.
В клюве своим деткам зернышко несет.
(ладонь немного согнуть, указательный палец упирается в большой. Сначала «клюем» по одной ладошке, потом по другой.)
Воспитатель: Молодцы! Хорошо мы с вами поиграли.
Занятие 3.
Задачи: 1. развитие мелкой моторики руки
2. развитие восприятия, памяти
3. обучение приемам конструирования
Материал для занятия: 1. игрушка курочки 2. цыплята
3. конструктор с крупными элементами
Ход занятия:
Воспитатель: «Здравствуйте, ребята! Как у вас настроение? А к вам опять пришла курочка в гости!»
Курочка Ряба: «Здравствуйте, ребята! Я сегодня пришла к вам не одна, а с моими детками-цыплятками!»
На ковер перед детками выставляем цыпляток.
Курочка Ряба: «Мои детки выросли, и наш домик стал для нас маленький. Вы поможете построить новый домик?»
Воспитатель: «Ну что, ребятки, поможем курочке?»
Перед детьми выкладывается конструктор. Вместе с детьми строим домик. Во время постройки, подбадриваем детей, помогаем, подсказываем. Если кто-то решил построить что-то другое, не запрещаем, а пытаемся связать его постройку с основной.
Курочка Ряба: «Какие красивые домики у нас получились! Какие вы молодцы! Вы, наверное, устали? Давайте отдохнем и поиграем?»
Проводится пальчиковая гимнастика «Строим дом».
Целый день – тук да тук, раздается звонкий стук.
Молоточки стучат, строим домик для цыплят.
(руки сжаты в кулаки, стучим поочередно одним кулачком по - другому).
Вот какой хороший дом, в нем мы славно заживем!
(вытягиваем кулачки вперед)
Будем песни распевать, веселится и плясать.
(хлопаем в ладоши).
Воспитатель: «Вот какие молодцы! И домик построили и поиграли! Но, к сожалению, курочке пора уходить. Но она еще обязательно к вам придет! Пока!».
Занятие 4.
Задачи: 1. развитие воображения
2. развитие памяти
3. развитие творческих способностей
Материал для занятия: 1. куклы по сказке «Курочка Ряба»
2. мешочек
3. фломастеры (толстые)
4. лист бумаги А3
Ход занятия:
Воспитатель: «Сегодня мы с вами вспомним одну сказку. Поможете мне?»
Воспитатель достает из мешочка куклу курочки и предлагает детям вспомнить, из какой она сказки. Если у детей не получается, он подсказывает им. После показывает сказку «Курочка Ряба». В показ сказки можно привлекать детей. Когда мышка разбивает яичко, дед с бабой начинают плакать.
Курочка Ряба: «Не плачь, дед! Не плачь, баба! Я снесу вам другое яичко не золотое, а простое! Только дайте мне немного зернышек».
Дед: «Но у нас кончились зернышки. Ребята, помогите нам!»
Воспитатель: «А дайте вместе поможем бабушке и дедушке накормить курочку. Пойдем и нарисуем зернышки?»
Дети вместе с психологом подходят к столу и рисуют на листе зернышки. Курочка подходит, клюет зернышки и дает яичко.
Дед с бабой благодарят ребят. Воспитатель хвалит за проделанную работу.
Занятие 5.
Задачи: 1. развитие памяти
2. развитие мелкой моторики руки
3. развитие творческих способностей
4. развитие координации движений
Материал для занятия: 1. куклы курочки, собачки, кошки, мышки.
2. веселая музыка
Ход занятия:
Воспитатель: «Здравствуйте, ребята! Помните, что у нас было на прошлом занятии? Какую сказку мы смотрели? (дети отвечают) Молодцы! А давайте сейчас вместе с вами позовем курочку к нам?»
Воспитатель вместе с детьми зовет курочку: «Цып-цып-цып».
Приходит курочка: «Здравствуйте, ребята! У меня сегодня очень хорошее настроение! Давайте вместе споем песенку и потанцуем?»
Воспитатель включает музыку. Вместе с детками поем песенку и инсценируем ее.
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать.
А за ней ребятки, желтые цыплятки.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко!
Лапками гребите, зернышки ищите!
Воспитатель хвалит детей.
Курочка Ряба: Ребята, а я сегодня пришла к вам не одна, а со своими друзьями. Давайте с ними познакомимся.
Кошечка. Как она говорит? (вместе с детьми изображаем, как говорит кошечка)
Собачка. Как она говорит? (изображаем, как говорит собачка)
Мышка. (изображаем, как говорит мышка).
Воспитатель: Какие вы молодцы! Хорошо постарались сегодня! Нам пора уходить, но мы обязательно сюда придем.
Мы все благодарим курочку и провожаем ее.
Занятие 6.
Задачи: 1. закреплять понятия о цветах.
2. развивать умение использовать накопленный опыт в жизни
3. развивать умение работать сообща
4. развитие мелкой и общей моторики
Материал: 1. кукла собачки
2. девочка Кисточка
3. большой лист бумаги с нарисованными деревьями
4. краска желтого, красного, оранжевого цвета
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я снова к вам в гости пришла не одна, помните собачку, которая приходила в гости с курочкой? Она хочет с вами поиграть. Поиграем?
Собачка: А вы знаете, какое сейчас время года? Осень! Осенью деревья разноцветные. Но скоро наступит зима и все листики с деревьев упадут. Давайте мы с вами сделаем осенний лес, который будет нас радовать всю зиму. В этом нам поможет девочка-кисточка.
Детям раздаются кисточки. На столе перед ними лежит большой лист бумаги с нарисованными деревьями. Детки тычками рисуют листики оранжевого, красного, желтого цветов. В процессе работы Воспитатель хвалит детей, помогает им.
После все рассматриваем картину, благодарим друг друга. Идем мыть руки и кисточки. Прощаемся с собачкой.
Собачка прощается с детьми, хвалит их.
Занятие 7.
Задачи: 1. развитие памяти.
2. развитие воображения
3. развитие координации движения.
4. побуждать детей к эмоциональным откликам.
Материал: 1. кукла собачки.
Ход занятия:
Воспитатель приходит в группу, знакомим детей с собачкой. Напоминает детям, что это друг курочки. Собачка здоровается с детьми и предлагает поиграть.
Проводим пальчиковую гимнастику «Солнышко».
Вот как солнышко встает:
Выше, выше, выше!
(поднять руки вверх, потянуться)
К ночи солнышко зайдет:
Ниже, ниже, ниже!
(присесть на корточки, руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется.
А под солнышком нам всем
Весело живется.
(хлопать в ладоши, улыбаться)
Собачка: Какие молодцы! Ребята, а вы мне поможете? У меня сломался домик. Вы построите мне новый домик?
Перед детьми выкладывается конструктор. Вместе с детьми строим домик. Во время постройки, подбадриваем детей, помогаем, подсказываем. Если кто-то решил построить что-то другое, не запрещаем, а пытаемся связать его постройку с основной.
Воспитатель: Вот какие молодцы! Такой красивый домик построили. Давайте в этом домике будет еще кто-нибудь жить? (в домик сажаем какую-нибудь игрушку из группы). Вот как хорошо у нас получилось! Но собачке уже пора домой.
Занятие 8.
Задачи: 1. развитие координации движения.
2. развитие памяти
3. закладывать основы драматизации.
4. развитие речи.
Материал: 1. игрушка Кошки
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята! Будем встречать гостей? (дети отвечают) Помните, курочка знакомила вас со своими друзьями? Сегодня к вам в гости пришла кошечка. Ее зовут Мурка.
Воспитатель подходит к каждому ребенку. Предлагает погладить кошечку. Вспоминаем, как говорит кошечка. Рассматриваем игрушку
Воспитатель: Посмотрите, какая у нее гладкая, мягкая шерстка. Давайте с вами тоже станем котятками.
Проводим пальчиковую гимнастику «Кошечка»
Кулачок – ладошка,
Я иду как кошка.
(две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальчики и прижать ладони к столу. Повтор 3-5 раз).
Воспитатель: Молодцы! Какие хорошие котята получились. Нам с кошечкой уже пора домой. Но мы к вам обязательно придем! До свидания!
Кошечка прощается с детками. Все уходят.
Занятие 9.
Задачи: 1. развитие координации движений
2. развитие памяти
3. закладывать основы драматизации.
Материал: 1. игрушка Кошки
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята! Сегодня помощь ваша нужна. Наша с вами кошечка никак не может поймать рыбку на обед.
Кошечка: Да. А так кушать хочется… Поймайте мне рыбку…
Проводим пальчиковую гимнастику «Речка и рыбка».
Речка, блестящая волнами бьет.
Рыбка-малютка в речке живет.
(волнистое плавное движение расслабленных кистей рук. Повторяем 3-5 раз)
Рыбка-малютка по речке плывет,
Рыбка-малютка хвостиком бьет.
(выпрямленные ладони прижаты друг к другу. Поворачиваем вправо и влево, имитируя движения рыбки хвостом).
Имитируем с детьми закидывание удочки. Потом радуемся, что поймали рыбку.
Воспитатель: Вот какие молодцы! Накормили кошку! Теперь она с удовольствием с вами поиграет. Давайте вместе надуем шарики.
Проводим пальчиковую гимнастику «Шарик».
Я надул упругий шарик.
(пальцам придать положение, какое бывает, когда держим шарик)
Укусил его комарик.
Лопнул шарик – не беда!
(пальцы обеих рук собраны «щепотью» и соприкасаются кончиками)
Новый шар надую я.
(снова надуваем шар).
Воспитатель: Молодцы! А теперь кошечки пора домой. Пока ребята!
Кошечка прощается с детьми.
Занятие 10.
Задачи: 1. развивать умение произвольно напрягать и расслаблять мышцы
2. развитие памяти
3. развитие мелкой моторики рук
Материал: 1. кукла мышки
Ход занятия:
Воспитатель заходит в группу, здоровается с детьми. Знакомит с новым другом курочки – Мышкой. Мышка предлагает поиграть. Детки «превращаются» в мышек.
Проводится пальчиковая гимнастика «Мышка».
Перед тем, как хрумкать сушки,
Ты, мышонок, вымой ушки,
Чтоб услышать шорох кошки,
Что крадется по дорожке.
(мизинец и указательный палец согнуты. Средний, безымянный и большой пальцы сомкнуты и вытянуты. Во время упражнения можно ходить.)
Воспитатель: вот кошка убежала, пойдем опять гулять!
Снова проводим гимнастику «Мышка». Потом опять прячемся.
Воспитатель: Все, кошка убежала. Пора нам снова становиться детками. Раз, два, три! Вот как мы хорошо поиграли! Но мышке пора домой.
Мышка прощается с детьми.
Занятие 11.
Задачи: 1. знакомить особенностями и признаками зимы.
2. развивать умение использовать накопленный опыт в жизни
3. развивать умение работать сообща
4. развитие мелкой и общей моторики
Материал: 1. кукла мышки
2. клей ПВА
3. большой лист бумаги с нарисованными деревьями
4. вата.
Ход занятия:
Воспитатель:Я снова к вам в гости пришла не одна, помните мышку? Она снова хочет с вами поиграть. Поиграем?
Мышка: Ребята, вот и наступила зима. На улице стало холодно, идет снег. Все деревья стоят в снегу, листиков нет. Давайте мы с вами сделаем вместе картину «Зимний лес»
На стол перед детьми лежит большой лист бумаги с нарисованными деревьями. Детям рассказываем, что сейчас будем клеить вату. Ведь она такая же мягкая и белая как снег. Воспитатель отрывает по маленькому кусочку ваты, макает в клей и предлагает ребенку приклеить это на лист бумаги.
После все рассматриваем картину, благодарим друг друга.
Занятие 12.
Задачи: 1. развитие мелкой моторики руки.
2. развитие воображения
3. продолжать развивать умение работать сообща
4. познакомить детей с праздником Нового года.
Материал: 1. кукла деда Мороза
2. лист формата А3 с нарисованной елочкой
3. разноцветный пластилин.
Ход занятия:
Воспитатель: К вам опять гости. Знаете, кто это? (достаем куклу деда Мороза). Это дед Мороз. У нас скоро будет праздник новый год. Это очень веселый праздник. В каждом доме и на улицах стоят красивые, нарядные елки. Давайте с вами тоже нарядим елку.
Показываем детям картину с елкой. Раздаем по маленькому кусочку пластилина. Показываем детям, как скатать шарики. После этого предлагаем детям «повесить» шарики на елку. Каждый ребенок может сделать несколько шариков. После того, как елку нарядили, психолог рисует на макушке звезду.
Воспитатель: вот какая красивая елка у нас получилась. Теперь у нас настоящий новый год. Вы молодцы. Но мне пора идти. До встречи.
Занятие 13.
Задачи: 1. развитие мелкой моторики
2. закрепление полученного опыта.
3. развитие памяти.
Материал: 1. кукла деда
2. картон синего цвета (формат А4)
3. белый пластилин
4. душистый перец горошком (для глаз)
Ход занятия:
Воспитатель: здравствуйте детки. Сегодня к вам в гости пришел дедушка. Давайте вместе поздороваемся с ним.
Дедушка: здравствуйте, ребята! Вы знаете, какое сейчас время года? Правильно, зима! А что лежит на земле зимой? Снег.А снег какой: холодный или теплый? Вот знаете, я больше всего люблю лепить снеговиков. Но у вас в группе нет снега. Давайте сделаем с вами другого снеговика – из пластилина.
Кладем перед детьми картон, на котором обозначен контур снеговика, и объясняем им, что пластилин нужно размазывать аккуратно пальчиком внутри контура. Говорим, что отщипывать необходимо по маленькому кусочку. Далее помогаем детям отщипывать по маленькому кусочку пластилина. В процессе работы напоминаем, что пластилин необходимо класть только внутри контура. Если из детей кто-то положил вне контура, привязываем это к общей работе. После горошками перца выкладываем глазки.
Дедушка: вот какой красивый снеговик у нас получился! Молодцы ребята! Устал я что-то, совсем старенький стал. Пойду я домой.
Занятие 14.
Задачи: 1. закрепление названий основных геометрических форм
2. формирование умения ориентировки на листе бумаги
3. закрепление понятий «над», «под».
Материал: 1. кукла бабушки
2. лист формата А4
3. красный квадрат, желтый прямоугольник, синий круг, два зеленых треугольника.
4. клей ПВА
Ход занятия:
Воспитатель: здравствуйте, ребята. К вам в гости пришла бабушка. Она очень хочет, чтобы вы ей помогли. Поможете?
Бабушка: Ребятки, я старенькая совсем стала. Никак не могу кровать свою застелить. Вот, смотрите, все перемешалось! (показываем детям тарелочку с геометрическими фигурами). Помогите мне собрать все правильно.
Вспоминаем с детьми, чем мы накрываемся (одеялом, на что кладем голову (подушка, мы лежим на матрасе. Рассказываем, что в самом низу у нас красный матрасик. Воспитатель наклеивает на лист бумаги квадрат. Вспоминаем, чем накрываемся. Говорим, что на кровать кладем одеяло. Соответственно на квадрат клеим прямоугольник. Далее клеим круг (подушка) и два треугольника (на пододеяльник).
Бабушка: спасибо вам, ребята! Вы мне очень помогли. Но мне уже пора домой, остальные дела делать. Еще раз спасибо.
Бабушка прощается и уходит.
Занятие 15.
Задачи: 1. побуждать детей к эмоциональным откликам
2. продолжать учить слушать воспитателя.
4. воспитывать доброе отношение к рукотворному
5. развитие внимания, усидчивости.
Материал: 1. настольный театр «Репка»
2. мешочек.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами отправимся в сказку!
Воспитатель садится за стол, а дети собираются вокруг.
Воспитатель: У меня есть мешочек. Хотите узнать, что в нем?
Из мешочка достает деда. Дети рассматривают игрушку. После достаем репку. Ставим ее напротив дедушки.
Потом поочередно достаем персонажей сказки, параллельно рассказывая ее. Дети рассматривают героев сказки, пытаются подражать им.
Когда репку достают, радуемся, хлопаем в ладоши.
Воспитатель: Вот какие молодцы! А теперь давайте поиграем.
Проводится физкультминутка «Хлоп раз».
Руки вверх мы поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведем
И к себе скорей прижмем.
Хлоп раз, еще раз,
Мы похлопаем сейчас!
А теперь скорей, скорей
Хлопай, хлопай веселей!
(движения выполняем в соответствии с текстом).
Занятие 16.
Задачи: 1. побуждать детей к эмоциональным откликам
2. установить контакт
3. учить слушать воспитателя.
4. воспитывать доброе отношение к рукотворному.
5. развитие внимания, усидчивости.
Материал: 1. настольный театр «Колобок»
2. мешочек.
Ход занятия:
Воспитатель Сегодня мы с вами отправимся в сказку!
Воспитатель садится за стол, а дети собираются вокруг.
Воспитатель: У меня есть мешочек. Хотите узнать, что в нем?
Из мешочка достает деда. Дети рассматривают игрушку.
Воспитатель: Это дедушка.
Из мешочка достаем бабушку. Ставим ее напротив дедушки.
Потом поочередно достаем персонажей сказки, параллельно рассказывая ее. Дети рассматривают героев сказки, пытаются подражать им.
Воспитатель: Вот какая сказка! А теперь давайте поиграем.
Проводим пальчиковую гимнастику «Шарик».
Я надул упругий шарик.
(пальцам придать положение, какое бывает, когда держим шарик)
Укусил его комарик.
Лопнул шарик – не беда!
(пальцы обеих рук собраны «щепотью» и соприкасаются кончиками)
Новый шар надую я.
(снова надуваем шар).
Воспитатель: Молодцы! Хорошо мы с вами поиграли.
Подборка текстов коротких рассказов для самых маленьких
К. Ушинский
Гуси
Вышла хозяюшка и манит гусей домой: «Теги-теги-теги! Гуси белые, гуси серые, ступайте домой!»
А гуси шеи длинные вытянули, лапы красные растопырили, крыльями машут, носы раскрывают: «Га-га-га! Не хотим мы домой идти! Нам и здесь хорошо».
Видит хозяйка, что добром от гусей ничего не добьешься - взяла длиннуюхворостину и погнала их домой.
Л.Славина
Шарик
Жил-был мальчик Петя. Была у него собачка Шарик. Один раз позвал Петя Шарика: «Шарик, Шарик, иди сюда, я тебе мясо принес». А Шарика нет. Стал Петя его искать. Нет нигде Шарика; и в саду нет, и в комнате нет. А Шарик спрятался под кровать, и никто его там не видел.
Л. Славина
Кровать куклы
Жила-была девочка Галя, у нее была кукла Катя. Галя играла с куклой и спать ее укладывала в кроватку. Вдруг кроватка куклы сломалась. Негде кукле Кате спать. Взяла девочка Галя молоточек и гвоздики и сама починила кроватку. Есть теперь у куклы кроватка.
Л. Славина
Кораблик
Жила-была девочка Наташа. Купил папа ей в магазине кораблик. Взяла Наташа большой таз, налила воды и пустила кораблик плавать, а в кораблик посадила зайку. Вдруг кораблик перевернулся, и зайка упал в воду. Наташа вытащила зайку из воды, вытерла его и положила спать.
Л. Смета
Зайчик
Жил-был зайчик, захотел он есть, а морковки нигде не найдет. Побежал зайчик к деткам, и они дали ему морковку.
Я. Тайц
Кубик па кубик
Маша ставит кубик па кубик, кубик на кубик, кубик на кубик. Построила высокую башню.
Миша протянул руку -и хвать самый нижний кубик! И вмиг -трах-тара-рах!- вся Машина башня
раз-ва-ли-лась!
Я. Тайц
Поезд
Везде снег. У Маши сапки, У Миши санки. У Толи санки. У Гали санки. Один папа без санок.
Он взял Галины санки, прицепил к Толиным. Толины к Мишиным. Мишины к Машиным. Получился поезд. Миша кричит:
-Ту-ту! Он машинист. Маша кричит:
- Ваши билеты! Она кондуктор.
А пана тянет за веревочку и приговаривает:
-Чух-чух ... Чух-чух ...
Значит, он паровоз.
Н. Калинина
Помощники
Саша сАлешей помогали накрывать на стол. Все сели обедать. Суп налили, а есть нечем. Вот так помощники! Стол накрыли, а ложки не положили.
В. Гербова
Хитрые башмачки
У Оленьки очень хитрые башмачки. Только Оля зазевается… они - раз! и наделись не на ту ножку.
Однажды Оля долго и строго смотрела на свои башмачки воспитывала их. Смотрела-смотрела и вдруг заметила, что у каждого башмачка только одна щечка.
Если поставить башмачки щечкой к щечке, они обязательно наденутся не на ту ногу. Чудеса, да и только!
А если у башмачков щечки с разных сторон, они наденутся правильно. Можете проверить!
В. Гербова
Не хочу, чтобы меня обижали
Сегодня большой красный кирпичик решил от нас уйти.
-Я хочу,- говорит он, - быть частью большой машины или парохода, частью поезда или самолета. И не хочу, чтобы дети меня обижали: бросали на пол, пинали ногами, как какой-то мяч. Я не люблю, когда меня бросают и пинают.
Большой красный кирпичик я встретила около входной двери.
Если не верите, посмотрите сами ...
Взаимодействие с педагогами
Консультация «Внедрение современных моделей воспитания и развития детей младенческого и раннего возраста на основе инновационных технологий для успешной адаптации детей в детском саду»
В настоящее время огромное внимание уделяется воспитанию детей и их пребыванию в ДОУ, а в частности эмоциональному благополучию – как показателю психологического здоровья и развития, внутренней гармонии. Ранний возраст имеет большое значение в развитии человека и служит фундаментальной основой в формировании наиболее важных человеческих способностей и качеств. И насколько благоприятным будет этот период в жизни ребенка, зависит от нас – взрослых, которые его окружают.
В младенческом и раннем возрасте ребенка впервые приводят в детский сад. Малыш попадает в новую особую среду. Начинается период адаптации ребенка к условиям ДОУ, сопровождающийся изменением привычной обстановки, распорядком дня, расставанием с мамой. Чтобы сделать этот процесс плавным, безболезненным и более успешным, необходимы инновационные формы работы с детьми.
Известно, что играявляется ведущим видом детской деятельности. В период адаптации применение игровых технологий помогает ребенку отвлечься от негативных эмоций, переживаний, снижает тревожность и агрессию. Необходимо помнить, что цель применения данной технологии в этот сложный для ребенка период – не обучение, а налаживание контакта, создание доверительных отношений.
Для успешной адаптации ребенка в детском саду положительным будет использование тактильных игр:
- различные упражнения с песком, крупой, водой несут огромную пользу, так как способствуют стабилизации эмоционального фона, дают простор для экспериментирования, что крайне важно в сложный период адаптации;
- подвижные игры-забавы, основная цель которых – доставить детям радость и удовлетворение от совместного со сверстниками активного и одновременно увлекательного время провождения;
- все виды театра – настольный, теневой, кукольный, так как встреча с театральными персонажами помогает расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу;
-знакомство с произведениями поэзии: пение колыбельных песен, рассказывание потешек, сказок о животных, которые обладают явным успокаивающим, терапевтическим воздействием на эмоциональную сферу малышей.
Позитивно отражается на развитии малышей использование бизиборда. Он способствует снятию эмоционального напряжения, развитию любознательности, проявлению собственной активности. Также служит предметом интеграции элементов всех образовательных областей развития ребёнка, отражённых в ФГОС ДО.
Здоровьесберегающие технологии оказывают большое влияние на физическое и психическое здоровье детей. Они необходимы для сохранения здоровья ребенка. К данным технологиям относят различные виды гимнастик (дыхательную, пальчиковую, глазодвигательную), подвижные игры, элементы релаксации и упражнения психологической саморегуляции.
Использование музыкотерапии, сказкотерапии в различных режимных моментах, обеспечивает эмоциональный комфорт, ребенок чувствует нежность и заботу, которые исходят от взрослого.
Современный мир информативно усложняется и мы, педагоги, должны идти в ногу со временем. Применение информационно – коммуникационных технологий в ДОУ, в том числе в адаптационный период, очень эффективно. Этот вид технологий привлекателен для детей, вызывает активный познавательный интерес, способствует развитию творческих способностей. ИКТ дают возможность виртуального общения с родителями на специально созданных сайтах, с целью распространения и обмена информацией и решения различных вопросов, что особо необходимо в период адаптации.
Результативным средством организации современного образовательного процесса является технология проектной деятельности. Так как маленький ребенок за неимением жизненного опыта ещё не может самостоятельно выбрать проблему и пути её решения, то ведущую роль на себя берет воспитатель. Наблюдая за детьми, за их интересами педагог выявляет проблему и в совместной работе ищет пути её решения. Использование технологии проектной деятельности помогает активизировать психические процессы детей, делает нахождение ребенка в детском саду интересным и познавательным. В раннем возрасте реализация проекта основывается на подражательно - исполнительском уровне в несколько этапов. В процессе работы над проектом происходит сотрудничество с родителями, а это один из принципов дошкольного образования.
Одним из перспективных способов развития ребенка является инновационная педагогическая технология - макетирование. Макет – уменьшенная модель объекта окружающего мира. Использование данной технологии формирует познавательный интерес, развивает детскую впечатлительность и фантазию. Педагогу необходимо помнить, что макет это не только экспонат, но и игровая среда: он носит многофункциональный характер. В период адаптации применение макета может помочь ребенку отвлечься от тревожных мыслей, перенеся его в увлекательный сказочный мир, где могут разговаривать животные, оживать различные объекты. Технология макетирования развивает сенсорные способности детей (работа с различными материалами способствует развитию внешних чувств, мелкой моторики рук) и остаётся одной из самых интересных технологий.
Таким образом, использование современных педагогических технологий в период адаптации детей к условиям ДОУ способствует успешному и гармоничному развитию ребёнка.
Консультация «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в процессе игр с пуговицами»
Дошкольное детство – это важнейший этап в становлении человека, активный период для развития многих психических процессов.
В социальном развитии ребёнка дошкольного возраста ведущую роль играют коммуникативные способности.
Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей должно происходить не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Образовательный процесс необходимо строить на адекватных возрасту формах работы с детьми, причем основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Эмоциональное благополучие детей в дошкольном учреждении во многом зависит от характера взаимодействия воспитателя с детьми. В детском саду должна быть создана доброжелательная психологическая атмосфера, где взрослые реализуют в общении с детьми позицию равноправного партнера, проявляя уважение к интересам, мнениям, пожеланиям ребенка, поддерживают его достоинство. Основой проектирования воспитательно-образовательного процесса, является отказ от учебной модели в детском саду, использование педагогами новых форм работы с детьми, позволяющими обучать воспитанников так, что они об этом не догадывались.
Изменяется способ организации детских видов деятельности - это не руководство воспитателя, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка. Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которых сохранялись и синтезировались бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Включая в образовательный процесс словесные, демонстрационные, наглядные, индивидуальные методы и приемы. В самостоятельной деятельности обеспечивается возможность саморазвития ребенка, который свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. Одновременно педагог является партнером, готовым подключиться к их активности при просьбах о поддержке и помощи, в реализации свободных замыслов, а также при необходимости. Кроме того, в такой совместной деятельности у воспитателя появляется возможность лучше узнать детей, особенности их характера, темперамента, их мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.
Самые любимые детские игрушки — это вещи, которые совсем не предназначены для игр. Этот интерес к самым обычным предметам можно обернуть в пользу малыша. Чтобы завоевать доверие ребенка, надо обладать чем-то сокровенным и недоступным для него в обычной жизни. И таким предметом может стать обыкновенная пуговица. Разная фактура, много цветов, оттенков, размеров и форм. Отсутствует заданная форма для композиции. У ребёнка развиваются ощущение пространства и чувство цвета. Пуговица - идеальная развивающая среда, где можно творить, без страха что-либо испортить или сломать (в отличие от листа бумаги). Пуговичные занятия происходят легко и ненавязчиво, в игре, поэтому и результаты, намного ощутимее, чем когда взрослые пытаются нудно проповедовать что-то. Пуговица может и просто позабавить, и стать средой для развития и обучения.
На основе коллекции пуговиц можно создавать игры, вызывающие интерес со стороны детей, и позволяющие решать одновременно развивающие, образовательные, воспитательные и коррекционные задачи, при минимальной затрате времени на их выполнение.
Использование игр с пуговицами позволяет ребенку легче адаптироваться в группе детей. Создает новые условия для самовыражения, объединяет всех детей совместной деятельностью. Повышает уверенность в своих силах, знакомит с навыками релаксации, способствует развитию интеллектуальных возможностей ребёнка, памяти, внимания, восприятия. Являются своеобразным тренингом общения, социальных отношений ребёнка, реализовать свои творческие возможности, в игровой форме развивает речь, коммуникативные умения, способствует положительному эмоциональному настрою детей, позволяет продуктивно решать коррекционно-развивающие задачи, помогает раскрытию его индивидуальных и личностных особенностей. Работе с пуговицами присуще: вариативность, то есть вероятность применения в различных игровых сюжетах; мобильность и компактность, то есть использование в удобной для ребенка среде: на ковре, за столом и т.п.; приспособленность, как для индивидуальной, так и для совместной (ребенок-взрослый или ребенок-ребенок) игры. Последнее важно, поскольку в старшем дошкольном возрасте определенную силу получает и соревновательный мотив. Пуговицы можно использовать на занятиях по формированию математических представлений и в индивидуальной работе, для развития математического мышления. Такая пуговичная математика очень нравится детям, и они постепенно начинают оперировать понятием множества. «Сортировка» — одно из самых увлекательных занятий. Пуговицы можно сортировать по величине, по цвету, по количеству дырочек, материалу. Строить ряды по возрастанию или убыванию размера, интенсивности цвета. Пуговичный массаж для рук и ног - происходит активизация сенсомоторных функций, необходимых для успешного взаимодействия с окружающим миром. Формы работы на словотворчество: составление описательных рассказов о пуговицах; речевые упражнения «Какая пуговица?», «Подбери и расскажи»; придумывание сказок и историй. Чтоб упражнения проходили веселее и ярче, можнопроводить их в форме соревнований: кто быстрее разложит; кто больше соберет; кто первый выполнит задание за определенное время, а действовать можно разными пальчиками, пальчиками обеих рук. Использование игр–занятий с пуговицами дает положительные результаты. Дети становятся любознательными и доброжелательными, легко адаптируются к различным условиям, людям, ориентируются в окружающей обстановке. Легко вступают в беседу с взрослыми и сверстниками. Могут сопереживать товарищам. Радуются, стараются пожалеть, утешить, если кому-то плохо или обидели.
Дети уже могут договориться и вместе решить проблему. У детей развивается уверенность в своих силах. Знают, как правильно обратиться с просьбой, выразить благодарность.
Взаимодействие педагога с родителями
Консультация для родителей «Волшебный мир сенсорики»
Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа). Но наличие органов чувств- это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае у ребенка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.
Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира. Существуют следующие виды сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые.
Ребенка необходимо знакомить со всем разнообразием сенсорных ощущений.
В раннем возрасте у ребенка начинают накапливаться представления о цвете, величине и других свойствах предметов. В этом возрасте нужно познакомить ребенка с цветом (красный, синий, желтый, зеленый, черный и белый, формой предметов (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, звуками окружающего мира (детские музыкальные инструменты, музыкальные произведения, человеческая речь различной громкости). Но при этом не следует добиваться от малыша запоминания и употребления слов, обозначающих свойства предметов. Главное, чтобы он умел учитывать эти свойства во время действий с предметами.
Общие советы по сенсорному развитию ребенка раннего возраста
• Обращайте внимание крохи на цвета окружающих его предметов и называйте их вместе с ним;
• Делайте с ним задания, в которых он должен различать формы предметов. Например, из кучи игрушек отобрать круглые и квадратные.
• Знакомьте ребенка с геометрическими фигурами и рассказывайте, как в упрощенном виде они называются: шарик, кубик, кирпичик.
• Наверняка ваш малыш знает, показатели «большой» и «маленький». Покажите и объясните ему, какой предмет имеет «средний» размер.
• Обращайте внимание своего чада на различие количества групп предметов. Укажите, где игрушка всего одна, где их много, а где мало.
• Слушайте с крохой разнообразные звуки: знакомьте его со звучаниями музыкальных инструментов, когда гуляете, обращайте его внимание на звуки города — как рычат автомобили, как лают собаки и т. д.
Дидактические игры и упражнения могут применяться в качестве получения знаний по сенсорике, так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных на занятиях в детском саду знаний и умений малышей.
Необходимо всегда ставить перед собой задачу учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное, формировать у малышей представление о сенсорных эталонах.
Сенсорные эталоны-это общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы-геометрические фигуры, в качестве эталонов величины-метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз способом сравнения одного объекта с другим, то есть это свойство является относительным). Во вкусовом восприятии выделяют четыре основных вкуса (соленый, сладкий, кислый, горький) и их сочетания. В обонятельном восприятии запахи делят на сладкие и горькие, свежие, легкие и тяжелые запахи и т. п.
И еще - постоянно используйте в общении с малышами стихи, пословицы, шутки, прибаутки. И старайтесь произносить их задорно, чтобы детям всегда хотелось повторять текст за вами.
В заключение следует еще раз отметить, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное сенсорное развитие детей раннего возраста.
Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику рук»
Значение мелкой моторики рук очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком развитием моторики детских пальчиков. Кроме того, это поможет развить внимание и наблюдательность. Упражнения на развитие мелкой моторики тренируют память, воображение, координацию и развивают творческие способности.
Когда начинать заниматься?
Практически с самого рождения! Уже у новорожденных малюток мамы трогают пальчики, ладошки, а массаж этих зон и есть активная тренировка мелкой моторики. Поглаживая кисти рук ребенка, перебирая пальчики, вы уже стимулируете важнейшие мозговые отделы, а также и соседние зоны.
Мелкая моторика развивается игрой. Сначала малыш учится хлопать в ладоши, сжимать-разжимать пальчики руки, осваивает «Сороку-Белобоку» и «Козу рогатую» – все это неспроста. Тренируют руку кубики и сбор пирамидки или матрешки, игра в машинки или причесывание куклы. Дети постарше с удовольствием рисуют (есть специальные «пальчиковые» краски для самых маленьких), лепят из теста или пластилина, конструируют. Кроме этого, существует целый ряд игр и игрушек, направленных на развитие мелкой моторики. Например, всевозможные «развивающие коврики». Детям предлагается плести веревочные косички, нанизывать бусинки, завязывать узелки.
А как же в «старые» времена люди росли без различных развивающих методик и вырастали в настоящих мастеров? – спросите вы. Все просто: «бытовых» занятий, отлично развивающих руку и пальцы, огромное количество! Сейчас они также незаслуженно забыты – время диктует свои правила, избавляя нас от множества дел. Кто сейчас, к примеру, возьмется перебирать крупу? А это занятие всегда было закреплено за младшими в семье: расторопные пальчики и зоркие глазки – лучшие помощники в таком деле. Кстати, и терпение тренировалось, и усидчивость, и сосредоточенность. Сбор ягод, лепка пельменей, плетение кос, штопка, шитье, вязание и вышивание, стирка белья, вырезание различных поделок из дерева и лепка из глины. Почти все домашние дела так или иначе делались руками. Да и с пуговицами или шнурками сегодня дети все меньше общаются, липучки и «молнии» экономят время, силы и тормозят развитие мелкой моторики.
Рекомендуемые упражнения на развитие мелкой моторики рук, которые родители могут выполнять со своими детьми:
1.Замки из песка и камней
Специалисты рекомендуют: детишки должны чаще играть с песком и камешками. Пусть малыши рисуют пальчиками на песке, строят башенки, лопатками набирают его в свои машинки и высыпают обратно. Пусть собирают камешки, предположим, в одну кучку – мелкие, в другую – крупные, затем можно кучки смешать и попросить ребенка, чтобы он проделал все заново.
2.Упражнение «Перелей водичку»
Переливание жидкости из одной ёмкости в другую, стараясь не пролить.
3.Рисуем.
Держание карандашей и кисточек – отличный способ развития моторики. Учите малыша обводить рисунки и предметы по контуру, рисуйте не только кисточками, но и пальцами (сейчас для этого существуют специальные краски). Очень хорошо развивает моторику рук раскрашивание изображений карандашами.
4.Игра «Угадай-ка»
Опознание предметов на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант – ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.
5.Лепка из пластилина
Дети просто обожают лепить из пластилина, позвольте им это.
6.Мозаика, пазлы, конструктор.
Дети с удовольствием занимаются собиранием мозаики, пазлов, конструированием, только подбирать их нужно по возрасту ребёнка.
7.Упражнение «Порви бумажки».
Пусть дети рвут бумагу на как можно мелкие части. Это занятие для них не только увлекательное (дети любят что-нибудь рвать), но и полезное.
8.Игры с предметами домашнего обихода.
Равномерным слоем рассыпьте по подносу любую крупу. Проведите пальчиками малыша по крупе. Позвольте ему самому нарисовать, что он захочет. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (солнышко, дождик, травку), буквы, фигурки.
Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно.
Можно попросить ребёнка опускать предметы в узкие отверстия, например в горлышко бутылки.
Поверхность пельменницы, как известно, напоминает соты. Попросите малыша в каждое отверстие положить горох, бусинку или ещё какой-нибудь мелкий предмет, затем вытащить эти предметы обратно.
9.Вырезание из бумаги.
Вырезайте с детьми из бумаги разные фигурки. Начните с простых: круг, квадрат или треугольник, затем переходите к более сложным.
10.Формируйте у детей навыки самообслуживания.
Приучайте детей одеваться и обуваться самостоятельно. Расстегивание и застёгивание пуговиц, надевание колготок, носочков, выворачивание их налицо – все эти действия не только приучают ребёнка к самостоятельности, но и развивают мелкую моторику.
Никогда не ругайте малыша, если у него не получается хорошо работать ручками. Не уступайте, если задание кажется трудновыполнимым для ребёнка, больше занимайтесь с ним и хвалите за все успехи. Развитие моторики – неотъемлемая часть общего развития ребёнка.
Консультация для родителей «Игрушки для детей от 6 месяцев до 1 года»
1. В этот период ребенок учится брать предметы в руку. Для того чтобы он «подстраивал» руку под форму предмета, ему необходимо предлагать различные игрушки:
- погремушки разной формы, колечки от пирамидки, мятую бумагу, резиновые игрушки-пищалки;
- мячики, шарики, неваляшку, машинки;
- платочки и тряпочки (для игры в прятки с игрушками, чтобы ребенок мог прятать себя, заворачивать игрушки).
2. Для обогащения сенсорного опыта требуются игрушки, разные на ощупь, звучащие по-разному – наполненные крупой, камешками, монетками, песком коробочки, мешочки, кусочки различных тканей и меха.
3. Кроме разнообразия сенсорных ощущений, игрушки должны формировать у детей опыт предметно-манипулятивной деятельности. Поэтому нужны игрушки, требующие простых, но разнообразных действий – вращать шарик, вкладывать и выкладывать, перемещать, нажимать, развивающие коврики, игрушки, где деталь нужно провести по лабиринту, игрушки с пуговками, застежками, кармашками, музыкальные игрушки. С этой же целью можно предложить ребенку игрушки, привязанные на ленточку или веревочку. Он будет устанавливать связь: потянул за ленточку – появилась игрушка.
Консультация для родителей «Игрушки для детей от1 года до 2лет»
1. Для физического развития:
- обручи;
- спортивное оборудование (качели, горки, кольца, лесенки, шведская стенка);
- скамеечки для ходьбы;
- коврики с разной поверхностью.
2. Игрушки для развития предметных действий:
- совочки;
- лопаточки для копания;
- ложечки и тарелочки для кормления кукол;
- молоточки и колышки для забивания;
- удочки с магнитом для ловли рыбок;
- сачки для вылавливания мелких игрушек из тазика с водой.
3. Если Вы иногда позволяете ребенку позабавиться «взрослыми» игрушками - пылесосом, флешками, феном, клубками нитей, то в это время Вы должны сидеть рядом с малышом и рассказывать о каждой вещи, каждой детали, функциональности предметов. Расскажите малышу и об опасности, которую может нанести такая «игрушка». Детям очень нравятся такие «игры», и в эти моменты они послушны и внимательны.
4. Для ребенка не так важно, какая игрушка, для него главное, чтобы она его интересовала. Такой игрушкой обязательно станет та, которую Вы смастерите на глазах у дошкольника, привлекая его к процессу ее создания.
Незатейливую игрушку для развития ребенка 12-15 месяцев можно сделать так: снимите крышку с большой банки или какой-нибудь другой подобной емкости, у которой отсутствуют острые или зазубренные края; покажите ребенку, как прикрепить прищепку на край банки; дайте ему несколько прищепок для этого упражнения, а потом покажите, как бросать прищепки в банку. Эта игра хорошо развивает согласованность глаз и рук.
Можно предложить детям и другую игру-самоделку. В крышке одной из бутылок, желательно сделанной из мягкого пластика, проделайте небольшую дырку. У Вас получится обыкновенная брызгалка. Научите малыша наливать в нее воду, сжав бутылку и погрузив кончик в воду. Разрешите ему вдоволь побрызгаться в ванной, занавесив шторки. Предложите сосчитать, сколько маленьких стаканчиков поместится в большую бутылку (для заполнения бутылки используйте воронку), а потом, выливая воду обратно в стаканчики, спросите: «Будут ли они все заполнены или вода в бутылке останется?». Эти вопросы будут способствовать познавательному развитию ребенка.
5. Для познавательного развития также можно использовать следующие предметы и игрушки:
- пирамидки;
- вкладыши;
- «коробки форм»;
- матрешки;
- простые кубики, картинки с изображением животных, людей, предметов и игрушек (животные – мишка, зайчик, лиса, кошка, собачка; предметы – стул, стол, чашка, ложка; игрушки – кукла, машинка, пирамидка и т. д.);
- сюжетные картинки с изображением действий (девочка играет в куклы, мальчик спит, умывается, кушает и т. д.);
- наборы картинок с различным пространственным положением одних и тех же персонажей (например, птичка сидит на дереве, под деревом и летает над деревом), чтобы малыш учился понимать пространственные предлоги.
6. Для развития у ребенка должны быть и самые разные машинки:
- крупные грузовики, куда можно что-то нагружать;
- машинки на веревочке;
- машинки, на которых ребенок может сидеть и ехать, перебирая ногами.
Список детских ресурсов, которые, по мнению сотрудников ресурса https://kids.kaspersky.ruи специалистов по образованию, считаются вполне пригодными, а часто и полезными для подрастающего поколения. Однако следует учитывать, что любой сайт может быть взломан или заражен, в том числе и детский. В столбце «Возраст» указаны приблизительные возрастные рамки потенциальных пользователей ресурса, но не нужно воспринимать их как строгие указания, они носят скорее рекомендательный характер.
Центр Безопасного Интернета в России. Сайт посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в Интернете. А конкретнее – он занимаемся Интернет-угрозами и эффективным противодействием им в отношении пользователей. Центр был создан в 2008 году под названием «Национальный узел
Линия помощи «Дети онлайн». Оказание психологической и практической помощи детям и подросткам, которые столкнулись с опасностью или негативной ситуацией во время пользования интернетом или мобильной связью. Линия помощи "Дети онлайн" является первым и единственнымтакого рода проектомвРоссиии реализуетсяврамках Года
Очень полезный сайт для родителей - и для тех, кто только готовит свое чадо в школу, выбирая самое лучшее, и для тех, кто тоже готовит, но уже не школу, а во взрослую жизнь. Здесьестьинформацияошколах,частныхигосударственных,овузах,оподготовкекчасто и много критикуемому ЕГЭ. Здесь можно почитать советы психолога, как наладить контакт сребенкомикакпомочьемувобщениисдрузьями.Аеслипростопосмеяться-товразделе
"Мои истории" найдете много всего интересного про школьную жизнь!
Для самых маленьких. На этих сайтах дети могут производить какие-то действия вполне самостоятельно, без родителей,
Развивающее приложение “Буквария: Алфавит для детей!” приглашаетмалышейвмирбукв,словизвуков.Героимира “Буквария” помогут ребенку легко и весело освоить алфавит,научатсоставлятьсловаипополнятсловарный
Образовательно-развлекательныйпроектдлямалышейиих родителей. Имеются интересные обучающиемультфильмы и раскраски, которые можно распечатать для малыша. Единственный минус — при клике по ссылке на мультфильмсовершаетсяпереходнаканалYouTube,где
обязателен контроль со стороны родителей или специальных программ.
Сайт детского телеканала «Карусель». Здесь можно посмотреть уже вышедшие передачи и мультфильмы и поиграть в игры. Сайт очень красочный, придется по вкусу как дошколятам, так и детям младшего школьного
Чудесный сайт как для обучения чтению, так и для чтения с родителями. Книжки представлены в виде набора переключающихся картинок с субтитрами и звучащим закадровым голосом — можно читать самим или слушать
диктора. Книг много, и их подбор, весьма нестандартен.
Сайт в первую очередь для родителей детей дошкольного возраста. Здесь можно распечатать развивающие задания для детей, почерпнуть идеи для совместного творчества.
Сайт, на котором родители могут найти и распечатать для своих малышей раскраски. Удобная навигация позволит более старшим детям сделать это самостоятельно.
Портал, посвященный играм и упражнениям для развития ребенка. В первую очередь предназначен для родителей, которые смогут получить здесь полезную информацию.