Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте!           

 

               

                                                      

  

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
 

                                                                                     

https://cur-bot.ru/26-2/

Наставничество

 

      Указ Президента Российской Федерации от 27 июня 2022 г. № 401

«О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника»

 

Система наставничества в ДОУ

Внедрение системы (целевой модели) реализации наставничества педагогических работников в МДОУ  «ДС № 2».

Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях. Методология наставничества – система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.

Цель системы (целевой модели) наставничества в МДОУ  «ДС № 2» — создание системы правовых, организационно-педагогических, учебно-методических, управленческих, финансовых условий и механизмов развития наставничества для обеспечения непрерывного профессионального роста и профессионального самоопределения педагогических работников, самореализации и закрепления в профессии, включая молодых/начинающих педагогов.

Задачи наставничества:  

- привить молодым специалистам, начинающим педагогам и новым сотрудникам интерес к педагогической деятельности и закрепить их в дошкольном образовательном учреждении;

- оказание помощи наставляемому в освоении необходимых компетенций за счет ознакомления с современными методами и приемами работы, передачи наставником личного опыта;

- обучение наставляемого в минимальные сроки необходимому профессиональному мастерству, соблюдению требований нормативных документов, в том числе по охране труда;

- вхождение стажера в трудовой коллектив, освоение им корпоративной культуры;

- воспитание у стажера чувства личной ответственности за результаты своей деятельности.

- способствовать успешной адаптации молодых специалистов, начинающих педагогов к корпоративной культуре, правилам поведения и выполнения единых требований в дошкольном образовательном учреждении.

Наставник — участник персонализированной программы наставничества, имеющий измеримые позитивные результаты профессиональной деятельности, готовый и способный организовать индивидуальную траекторию профессионального развития наставляемого на основе его профессиональных затруднений, также обладающий опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Наставляемый — участник персонализированной программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения. Наставляемый является активным субъектом собственного непрерывного личностного и профессионального роста, который формулирует образовательный заказ системе повышения квалификации и институту наставничества на основе осмысления собственных образовательных запросов, профессиональных затруднений и желаемого образа самого себя как профессионала (молодой специалист, только пришедший в профессию; опытный педагог, испытывающий потребность в освоении новой технологии или приобретении новых навыков; новый педагог в коллективе; педагог, имеющий непедагогическое профильное образование, педагог, прошедший переподготовку, начинающий педагог).

Наставничество — форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество. Наставничество как мера поддержки молодых специалистов, начинающих педагогов создает условия для повышения квалификации и профессионального роста. Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного педагога по развитию у молодого специалиста необходимых умений и компетенций осуществления педагогической деятельности. Наставничество призвано наиболее глубоко и всесторонне развивать имеющиеся у молодого специалиста, начинающего педагога знания в области специализации и методики воспитательно-образовательной деятельности, а также ознакомить с традициями и едиными требованиями дошкольного образовательного учреждения.   

 

Нормативно-правовые акты:

- Указ Президента Российской Федерации  от 27.06.2022 года № 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника»;

 

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года № 3273-Р «Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста»;

 

- Письмо Минпросвещения России N АЗ-1128/08, Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 657 от 21.12.2021  «О Направлении Методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях»);

 

- Приказ Министерства Образования Ставропольского края от 03.03.2022 года № 337 — ПР «О системе (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Ставропольского края»;

 

- Приказ  УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ БЛАГОДАРНЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ от 26. 09. 2022 года № 470 " Об утверждении плана мероприятий реализации целевой модели наставничества"

 

 - Положение о системе наставничества педагогических работников образовательных учреждений Благодарненского городского округа;

 

-   Дорожная карта сопровождение деятельности педагогов-наставников в образовательных организациях Благодарненского городского округа Ставропольского края

 

Приказ о системе наставничества  педагогических работников  в  МДОУ  «ДС № 2»;

 

- Положение о системе наставничества  педагогических работников  в  МДОУ  «ДС № 2»;

 

- Дорожная карта (план мероприятий) по реализации положения о система наставничества педагогических работников в МДОУ  «ДС № 2»;

 

План работы «Школы молодого педагога» на  2022 — 2023 учебный год  в МДОУ  «ДС № 2»;

 

- Планы работы наставника Щербаковой Е.Ю. с молодым специалистом Мануйловой А.С.

 

- ПЛАН по размещению информационных материалов  в го педагога-наставника

 

- Отчёт работы педагога-наставника  Щербаковой Е.Ю.

 

- Анализ работы за 2022 – 2023 учебный год по реализации системы наставничества педагогических работников в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 2»

 

    

       Ходакова Александра Викторовна, воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 2», имеет высшую квалификационную категорию, педагогический стаж - 39 лет. В детстве Александра Викторовна любила возиться с малышами. Много времени проводила с младшим братом. Поэтому и появилась у нее мечта - стать воспитателем. После первой неудачной попытки поступить в учебное заведение год проработала няней в детском саду, но от мечты своей не отступила. И вот, после окончания педагогического училища, Александра Викторовна, с гордостью пришла получать практические знания в дошкольное учреждение. Трудно, сложно, но путь пройден, и теперь уже Александра Викторовна является путеводителем, учителем, наставником и просто другом для молодых педагогов. «Никогда бы не подумала, что работа может лечить: о своих невзгодах забываешь сразу, как только заходишь в группу. Я благодарна судьбе за то, что в выборе профессии не ошиблась. Я – педагог, и это дело всей моей жизни.Я не утратила оптимизма и ещё осваиваю, ищу, пробую, творю… Я живу и радуюсь каждому новому дню, который приносит мне новые открытия, дарит новые встречи. Я с радостью иду в детский сад, чтобы снова и снова встретиться с коллегами способными созидать и творить и детьми, которые меня ждут…».

 

 

 

    Щербакова Елена Юрьевна, воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад v 2", в 1992 году окончила Ставропольское педагогическое училище, педагогический стаж работы в МДОУ "ДС v 2" более 20 лет, имеет высшую квалификационную категорию. "С детства я мечтала стать воспитателем, быть нужной деткам. Мечта моя исполнилась! Для меня моя профессия - это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. Особо осознаёшь значимость профессии воспитателя, когда видишь распахнутые навстречу глазки детей, жадно ловящие каждое моё слово, мой взгляд и жест, глаза, готовые вместить в себя мир. Я очень счастлива оттого, что, став взрослым человеком, живу в мире Детства. Иначе дети не примут, не пустят нас в свой мир. Самое главное в моей профессии - любить детей, любить просто так, ни за что, отдавать им своё сердце".На протяжении многих лет, Елена Юрьевна, работает с детками от 1,5 до 3 лет, сложность работы с такими малышами состоит в том, что деткам психологически очень тяжело попрощаться с мамой и остаться играть в группе. Период адаптации к детскому саду - самая сложная часть в работе с детьми раннего возраста. К каждому ребенку необходимо найти индивидуальный подход, дать оценку психологической готовности ребенка посещать детский сад. Для этого педагогу надо быть не только профессионалом в своем деле, но и включить человеческие чувства и эмоции. Маленькие дети очень чувствуют настроение и отношение взрослого, и каждого надо полюбить как родного. Очень важно тактильно влиять на настроение ребенка, в случае если он плачет и не отвлекается на предложенные игры и игрушки, взять его на руки, приобнять либо погладить. "Очень приятно осознавать, что ребенок растет и меняется на твоих глазах в очень короткие сроки. И для каждого малыша ты становишься второй мамой, и это не может не радовать меня как человека любящего детей" - отвечает Елена Юрьевна на вопрос: "Так почему же вы все таки выбрали работу с детьми раннего возраста?". А сколько ролей и сказочных героев было сыграно Еленой Юрьевной на детских утренниках и праздниках уже и не сосчитать! Елена Юрьевна имеет большой педагогический опыт, умеет быстро адаптироваться ко всем нововведениям в области образования, всегда и всем готова прийти на помощь, отзывчивый, творческий человек, является педагогом - наставником для воспитателей, не имеющих опыта работы, оказывает помощь в процессе адаптации к профессии, накоплению ими педагогического опыта, повышению их профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров в образовательной организации.

 

    Калинина Любовь Николаевна, воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад v 2", имеет высшую квалификационную категорию. Вот что педагог, рассказывает о своем выборе профессии: "Вот уже тридцать восемь лет, как я работаю воспитателем. Когда пришло время выбирать профессию, я стала на распутье: торговля или педагогика. И вот, не поступив в Кооперативный техникум, я пробую свои силы в качестве оператора в машиносчетном бюро Крайпотребсоюза. Через год я понимаю, что это не мое. И вот я студентка Ставропольского педагогического училища. С уверенностью могу сказать, что на мой выбор повлияли мои учителя – это Педагоги с большой буквы, преподаватели школы №1 города Благодарного, Николаенко Р.В., Пастухова Г.Н., Шалыгина Л.И. Я воспитатель, для меня, это — не профессия, это мой образ жизни, моя любовь на всю жизнь. Все принципы, методы и приемы в моей работе направлены на успешную реализацию целей воспитания – всестороннее, гармоническое развитие личности.
Особое внимание на притяжение всей моей педагогической деятельности, уделяю патриотическому воспитанию." "Почетный работник воспитания и просвещения". Любовь Николаевна творческий педагог, и ее воспитанники, включенные в активную творческую деятельность, в итоге, умеют самостоятельно выявлять проблемы, ставить перед собой задачи, искать пути их решения не всегда традиционным способом, умеют критически мыслить, аргументировано отстаивать свою точку зрения в соответствии с возрастом. Своим интузиазмом, идеями, знаниями и методическими подходами делится с молодыми педагогами, всегда готова научить, рассказать, показать, подсказать. А дети, ушедшие в школу, еще долго вспоминают своего педагога, с удовольствием приходят в гости.

«Работа педагога  наставника с молодым  воспитателем: полезные рекомендации»

 

Когда новый воспитатель приходит в дошкольное учреждение, важно оказать ему поддержку. На него обрушивается большое количество задач. Молодым специалистам особенно непросто с ними справиться, поскольку у них еще нет практических  знаний и не всегда есть понимание как выстроить работу. Такому сотруднику сложно проявить свои творческие способности и под воздействием стресса он может начать сомневаться, подходит ли ему эта работа. Исправить ситуацию помогает наставничество. Как педагог-наставник может помочь освоиться молодому воспитателю.

Наставничество подразумевает передачу знаний и навыков опытных сотрудников дошкольной организации молодым специалистам. Исходя из этого наставником может быть только тот, чьи знания и навыки представляют реальную ценность. Воспитатель должен проработать педагогом дольше трех лет, овладеть навыками управления образовательной деятельностью, хорошо выполнять свою работу и желать обучать других.  

Когда молодой специалист только приходит в детский сад, перед наставником стоит задача определить, какие личностные и профессиональные навыки сформированы у воспитателя и какие проблемы он испытывает.

Педагог-наставник разрабатывает индивидуальный план наставничества для обучения молодого воспитателя.

Цели и темы мероприятий формируются на основе информации, которую наставник узнал во время адаптационного этапа. Дополнительно важно включить основные занятия по работе с документацией, поскольку молодым воспитателям  бывает сложно научиться правильно заполнять документы и планы. И уделить внимание выработке личного стиля работы. Каждому воспитателю важно сформировать собственный арсенал методов и приемов работы. Для этого наставник обучает его основным педагогическим технологиям. 

Формат мероприятий выбирается в зависимости от текущих задач и особенностей воспитателя. Важно предусмотреть различные форматы. Сочетать индивидуальные и групповые форматы, практические и теоретические занятия.

В качестве теоретических занятий можно использовать:

 - Индивидуальные и групповые консультации, 

- самостоятельное изучение материала и прослушивание семинаров,

- коучинг, когда наставник не дает советы, а помогает воспитателю самостоятельно найти ответы на вопросы,

- коллективное обсуждение общих сложностей и обзор профессиональной литературы.

 

Теоретические занятия важно параллельно подкреплять практическими, чтобы воспитатель не только получал рекомендации, но и пробовал их применять. В качестве практики можно проводить:

 - Обучение на рабочем месте,

- решение и анализ педагогических ситуаций,

- демонстрация опыта педагога-наставника и мастер-классы для обмена опытом,

- участие в конкурсах педагогического мастерства,

- совместные игровые и проектные формы обучения,

            Чтобы выбрать подходящий формат работы важно определить уровень теоретических знаний и практических навыков сотрудника. Если молодой воспитатель хорошо знает теорию, можно включать в план больше мероприятий, нацеленных на практику.

После проделанной работы педагог-наставник анализирует ее результаты. Он контролирует работу воспитателя, дает конструктивную обратную связь для устранения ошибок. Таким образом наставник проверяет готовность воспитателя к самостоятельной работе.

 

Рекомендации при работе с молодыми воспитателями

Совместная деятельность наставника и молодого воспитателя принесет положительные результаты, если она будет построена в соответствии с некоторыми принципами.

Мотивация

Наставничество должно быть двусторонней добровольной работой. Она эффективна, только когда молодой воспитатель на самом деле хочет овладеть навыками и стать хорошим специалистом. А наставник искренне желает передать свои знания и навыки новичку. Если один из них действует без внутренней мотивации, по принуждению или по вынужденным обстоятельствам, результата не будет. 

Сотрудничество
            Наставничество основано на взаимном уважении и доверии. Иногда наставники воспринимают эту форму работы как возможность возвыситься и подчинить неопытного воспитателя. Такое отношение быстро “отпугнет” новичка. Наставнику следует создать доброжелательную атмосферу и общаться с воспитателем на равных.

Системность

Развитие и поддержка молодого специалиста должны быть непрерывными. Одноразовые действия не дают должного результата.

 

Как понять, что наставничество прошло успешно

Результат наставничества можно считать удачным, если у воспитателя сформировался положительный опыт работы в детском саду и появилась мотивация продолжать работу именно в этом учреждении. Он овладел необходимыми навыками и выработал собственную систему работы. Воспитатель начал самостоятельно выполнять всю работу и результаты этой работы удовлетворяют руководство и родителей воспитанников.

 

 

Дата последнего обновления страницы 25.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения