Мы рады приветствовать Вас на нашем сайте!                                  

                                                                     

 

 


                                                                                        

 

Крапивкина Надежда Фёдоровна

 

 

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями достаточно ясную и важную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение. В основных программах на сегодняшний день уже давно прописаны основные требования, которым должен отвечать выпускник детского сада.

Музейная педагогика — достаточно известное направление современной педагогики. Музейная технология – это одни из методов  проектной деятельности, которая включена в структуру примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.   Так в программе  «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой проектная деятельность, как самостоятельный вид деятельности, включена в состав образовательной области «Познание» для детей от 5 до 7 лет, а ее элементы, такие как, продуктивная деятельность, исследовательская деятельность, презентация результатов,  включены в программные задачи и для детей младшего возраста

Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования и обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.

Сложно найти взрослого человека, который хотя бы раз в жизни не был в музее. Тематика экспозиций музеев и самих музеев стали очень разными и необычными. Но часто ли наши дети бывают в музее? Скорее всего большая часть воспитанников детских садов ни разу не были в музее. Во-первых, не во всех уголках нашей страны есть музеи. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам ещё рано посещать такие учреждения. И, в-третьих, многим мамам и папам просто не приходит в голову идея такой экскурсии.

Именно поэтому в дошкольных учреждениях решили создавать собственные музеи, пусть и маленькие. Со временем это направление приобрело большую популярность, и сегодня мини-музеи – неотъемлемая часть образовательной среды многих дошкольных учреждений. 

Основными направлениями культурно-образовательной деятельности в музее являются информирование, обучение, развитие творческих начал, общение, отдых. Подобное выделение условно, поскольку сами направления изменчивы, подвижны и зачастую тесно связаны межу собой либо пересекаются в каких-либо аспектах.Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию.

Цели мини-музея:

  1. Реализация направления «Музейная педагогика».
  2. Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
  3. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
  4. Формирование у дошкольников представлния о музее.
  5. Расширение кругозора дошкольников.
  6. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
  7. Формирование проектно-исследвательских умений и навыков.
  8. Формирование умения самостоятельно анализировать полученные знания.
  9. Развитие творческого и логического мышления и воображения.
  10. Формирование активной жизненной позиции.

Организации мини-музеев удобно организовывать в групповых помещениях, также могут быть использованы раздевалки, холлы. Одно из требований, предъявляемых к расположению музеев, что каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений. Экспонаты располагались на полках, стеллажах, приобретенных или изготовленных родителями, прикреплялись к стенам, стояли на полу.

Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Благодаря продолжительности проекта, в течение которого создаётся и существует мини-музей, дети получают возможность реализации различных действий, раскрывающих выбранное содержание. Длительность проекта позволяет детям попробовать свои силы в различных видах деятельности именно в то время, когда у них возникает потребности в этом.

Материал, накопленный в ходе создания мини-музея, является не просто статичной экспозицией, но  и активно используется в учебной и внеучебной деятельности.

Организация в детском саду мини-музея, посвящённого определённому предмету, объекту природы, или явлению, способствует использование метода системного подхода.

Так в шутливом стихотворении Марат Семёнович Гафитулин изложил его суть:

Если мы рассмотрим Что-то,

Это Что-то – для чего-то,

Это Что-то из чего-то,

Это Что-то - часть чего-то.

Чем-то было раньше Что-то,

Чем-то будет это Что-то.

Есть противники у Что-то,

Много есть друзей у Что-то.

Всё нейтральное у Что-то

Делает своё чего-то.

Что-то ты теперь возьми

И в музее рассмотри.

Данный метод позволяет рассмотреть предмет или явление с разных сторон.

Музей  в образовательном учреждении даёт простор для формальной творческой активности. Дети любят тайны, и, имея дело с некоторыми предметами, можно озадачить их вопросом «что это?».

Дошкольный  возраст является решающим для дальнейшего обучения ребенка: все, что узнал или  не смог узнать ребенок в эти ранние годы, ощутимо отразится на его дальнейшем интеллектуальном развитии, и школьное обучение будет не в состоянии компенсировать пробелы в развитии детей. Поэтому главной задачей воспитателей является развитие познавательных  способностей дошкольников.

Я слышу - и забываю.

Я вижу — и вспоминаю.

Я делаю - и постигаю.

Это приписываемое Конфуцию изречение может служить своеобразным эпиграфом к музейной педагогике, ибо в нем заключен важнейший принцип данного направления образовательной деятельности. Изречение осмыслили современные ученые и выразили его на сухом языке цифр:

То, что слышим, - 10%.

То, что видим, - 50%.

То, что делаем, - 90%.

Мини-музей позволяет воспитателю и воспитанникам выстраивать материал экспозиции постепенно, по мере получения новых экспонатов или информации. Коллекции создаётся в первую очередь для расширения и обогащения обучающей среды в группе.

Это очень удобно для воспитателя так как в любое время он может воспользоваться материалами музея, а дети в свою очередь, могут не только рассматривать экспонаты, но еще их трогать, играть с ними, задавать вопросы воспитателю, использоваться в дидактических играх, извлекать заложенную в них информацию,  делать выводы и осуществлять свой выбор. Мини-музей в группе обеспечивает большую включенность ребят в материал проектной деятельности. Родители становятся активными участниками педагогического процесса: они  принимают участие    в проведении праздников, в  изготовлении атрибутов для мини-музеев.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что-Мини-музеи в группах позволяют воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспозиции мини-музеев позволяют вести разноплановую работу с детьми, применять различные методики, использовать материалы для всех видов непосредственно образовательной деятельности.

 




Комментарии



Оставьте комментарий
Фамилия, имя, отчество
Ваш e-mail
Ваш статус
Ваш комментарий
Код:
Дата последнего обновления страницы 26.03.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»